Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в пятницу утвердил распределение субсидий и перечень мероприятий по обеспечению социально-экономической стабильнос...
Читать далееАлександр жуков_ нам нужны радикальные меры по развитию науки! кредиты от сбербанка условия
В Новосибирске прошел масштабный форум «Образование и наука - будущее России», организованный партией «Единая Россия». В этом симпозиуме приняли участие педагоги школ, ученые, новаторы со всей страны. Форум проходил на пяти дискуссионных площадках, а завершился пленарным заседанием в «Новосибирск Экспоцентре». В итоговой встрече форума принял участие премьер-министр России Дмитрий Медведев.
КАДРЫ - НАШЕ ВСЕ!
О том, как привлекать в науку кадры, шла речь на пятой площадке форума в Технопарке новосибирского Академгородка. В частности, ученые со всей страны отмечали много положительных моментов. Ситуацию, когда молодые перспективные ученые массово эмигрировали за рубеж,
удалось переломить. Среди сотрудников научно-исследовательских институтов растет число ученых в возрасте до 30 - 40 лет. Для молодых специалистов создаются хорошие социальные условия, в частности, им помогают с жильем.
- Например, здесь, в Академгородке, работает специальная жилищная программа для молодых ученых, - отметил один из участников дискуссионной площадки, вице-спикер Госдумы РФ Александр Жуков. - Считаю, что это чрезвычайно важно - обеспечить молодежь не только интересной научной работой, но и нормальными условиями для жизни и труда.
Тем не менее участники форума отмечали и некоторые моменты, которые требуют внимания федеральных властей или изменений в законодательстве. Например, зарубежных ученых пригласить с курсом лекций в российские вузы не всегда возможно из-за сложностей с оформлением виз. В стране наука держится большей частью на грантах, а ученые вместо того, чтобы писать научные труды и заниматься исследованиями, вынуждены не упускать возможностей финансирования своих разработок.
Крупнейшие мировые коллаборации ученых, крупные проекты вроде адронного коллайдера организуются преимущественно в странах Западной Европы. Но чтобы развивать фундаментальную и прикладную науку в нашей стране, должно быть несколько собственных серьезных международных проектов. В итоге было решено рассмотреть вопрос, как можно усилить позиции нашей страны с этой точки зрения.
На пленарном заседании в "ЭКспоцентре" выступили педагоги и ученые. Фото: Андрей КОПАЛОВ
РЕГИОН КАК ПРИМЕР ДЛЯ СТРАНЫ
- В условиях западных санкций, снижения цен на энергоресурсы нам нужны радикальные меры по развитию науки, - обратился к ученым и новаторам Александр Жуков. - У нашей страны есть прекрасный шанс перестроить экономику - уйти от сырьевой модели в сторону наукоемких, высокотехнологичных производств. И тут Новосибирская область может стать пилотным проектом, стартовой площадкой для всей страны. Например, в программе реиндустриализации экономики Новосибирской области, которая почти полностью основана на разработках новосибирских научных институтов, представлены такие прорывные направления, как нано-, биотехнологии, и конкретные проекты реализации этих научных разработок на практике.
По мнению Александра Дмитриевича, программа реиндустриализации могла бы стать пилотным научным проектом для всей России потому, что в Новосибирске сосредоточена масса научных центров, опытных кадров из числа ученых, новаторов, бизнесменов, которые могут ставить научные разработки на поток и выводить продукты на российский и международный рынки. К примеру, углеродные нанотрубки, производимые в нашей области, составляют около половины от всего объема мирового рынка.
Первый заместитель Председателя комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по науке и наукоемким технологиям Владимир Кононов отметил, что дискуссия в Академгородке была очень интересной, увлекательной и неформальной. Госдума РФ, в свою очередь, прислушается к высказанным мнениям ученых, чтобы внести нужные изменения в законодательство «для свободы научного творчества».
Дмитрий Медведев выступил на форуме с большим докладом о том, как нам реформировать науку и образование в стране. Фото: Андрей КОПАЛОВ
УЧИТЕЛЯМ - ДОСТОЙНЫЕ ЗАРПЛАТЫ
Выступая перед учеными и педагогами, премьер-министр России Дмитрий Медведев говорил и о фундаментальной науке, и о развитии вузов, сферы среднего профобразования. И про школы тоже не забыл. В частности, выступающие пожаловались премьеру, что учителей перегружают бесчисленными отчетами.
- Из 100 процентов отчетов, которые пишут учителя и вообще работники школ, лишь 30 процентов связаны с заданием Министерства образования, а 70 процентов - это посторонние организации. Это, конечно, безобразие! - возмутился Дмитрий Анатольевич. - Надо подготовить реальное законодательное ограничение практике написания этих отчетов. Вывод: учитель должен заниматься своим делом, причем заниматься им спокойно. А если учитель пишет бесконечные отчеты, то это время украдено у наших детей.
Также премьер-министр подчеркнул, что учителя должны получать достойные зарплаты, и перечислил некоторые пункты сделанного в этом направлении:
- Мы постепенно решаем эту задачу - приняли решение о повышении зарплаты школьных учителей до средней по региону. В реальном выражении получается увеличение заработной платы где-то в полтора раза. Это не сняло все вопросы, но все-таки привлекло молодежь в школу. Еще лет 15 назад, по-моему, меньше учителей в стране мало кто зарабатывал.
Сегодня мы этот момент контролируем и дальше будем обязательно этим заниматься. Когда учитель перестает думать о том, как прокормить собственных детей, он, естественно, больше заботится о том, как правильно распределить свое время для тех, кто сидит за партами. Конечно, это сказывается на качестве образования. Поэтому хочу вас заверить: мы продолжим работу по поддержке уровня заработной платы педагогов.
В целом, все участники форума, включая высоких гостей из Москвы, сочли, что форум прошел конструктивно и плодотворно. Будем ждать результатов - изменений в жизни учителей и ученых!..
КОНКРЕТНО
Краткие выдержки из резолюции форума, которая войдет в предвыборную программу единороссов на выборах в Госдуму РФ седьмого созыва:
Обеспечить семьям, нуждающимся в организации присмотра и ухода за детьми в возрасте до 3 лет, места в дошкольных образовательных организациях.
Осуществлять контроль за соблюдением установленных обязательств по уровню средней заработной платы педагогических работников дошкольного образования.
Создавать новые школьные места за счет капитального ремонта и реконструкции действующих школ, строительства новых зданий. Переходить на обучение в школах только в одну смену.
Обеспечивать соблюдение установленных норм предельной нагрузки школьников и объемов домашних заданий.
Продолжить работу по повышению качества профессионального образования, ликвидации псевдовысшего образования.
Продолжить создание региональных ресурсных центров по приоритетным отраслям экономики на паритетных началах за счет средств федерального, регионального бюджетов и работодателей.
Выявлять и поддерживать талантливых детей и молодежь. Развивать систему дополнительного образования, проводить творческие конкурсы, межпредметные олимпиады.
Сформировать систему поддержки молодых талантливых ученых.