Я уверен на 100%, что древнекитайское проклятие «чтоб вам жить в эпоху перемен» в последние годы – в период регулярных экономических потрясений – вспо...
Читать далееЗа что «царицу наук» отправили в изгнание. общественные события _ dsnews сомнительные кредиты 5 категории
Тенденция тревожная. И потому, что падение математики у нас автоматически ассоциируется с падением интеллектуального ценза как такового. И с чисто практической точки зрения - поскольку не соответствует динамике рынка труда, на котором все большей популярностью пользуются работники сферы высоких технологий. Министр посетовала на то, что государственные квоты на "компьютерные" специальности от года к году увеличивают, сокращая при этом госзаказ на специалистов в области права и экономики, а желающих на эти места все меньше. И можно предположить, что на за горами дефицит специалистов на одном из самых
динамичных профессиональных направлений. На котором, к тому же, украинские специалисты всегда неплохо смотрелись.
Министр образования совершенно справедливо ищет причины в школе - в программах и способах преподавания математики и естественных наук. И она права: наследие "естественно" ориентированной советской школы, готовившей армии ИТРов, а из тех, кто "не тянет" - еще большие армии пролетариев, давит на плечи. И само наследие было тяжелым, а годы консервирования проблемы сказались на состоянии "пациента" не лучшим образом. Нынешние программы, учебники и способ подачи материала в области точных и естественных наук в украинской школе не выдерживают критики. Кажется, все "обновления" и "реформы" в этой области были направлены на одно - растянуть эти программы на 11, нет, на 12 лет (с угрозой - "а в Европе и 13 учатся"). Причем и без того не слишком ясная и не очень логичная структура предметов окончательно утонула в хаосе. И, можно добавить, в безответственности, доходящей до того, что школьники учатся по учебникам, в которых перепутаны Западное и Восточное полушария, а орбита Плутона находится внутри орбиты Нептуна. И это только "Природоведение". А есть еще, совершенно верно, математика, которая в школьном изложении в одинаковой степени бессмысленна и беспощадна и к тем, у кого есть способности к математике, и к тем, у кого их нет.
Само слово "наука" для нынешней украинской школы - не только не знамя, но даже не горизонт. В лучшем случае, это иносказание - здесь есть предметы, которые называются так же, как некоторые науки. Но никаких системных знаний, структур и методов научного знания под этими обложками вы не найдете. Как не найдете и просто увлекательного научно-популярного описания соответствующих областей знаний. Хотя оба таких подхода в случае школы могли бы выглядеть уместно.
Самые честные учителя признают свое "научное" поражение и находят нишу в человеческих ориентирах. Школа охотно принимает на себя воспитательные функции, организацию досуга и самого элементарного, базового ликбеза.