Оценка Росстата падения ВВП в первом квартале оказалась лучше предварительных расчетов Минэкономразвития. Экономика больше не находится в «кризисном с...
Читать далееСценарий «замирения» в донбассе по-чеченски шоу бизнес азербайджан
• создание Представительства правительства России в Чечне. По мере овладения территорией республики этот орган начал выполнять функции администрации гражданского управления, хотя вся полнота власти принадлежала войскам России.
• организация временных органов исполнительной власти Чечни, подконтрольных Москве. В июне 2000 г. В. Путин подписал указ «Об организации временной системы органов исполнительной власти в Чеченской Республике», а также утвердил «Положение о временных органах исполнительной власти». Согласно положения, глава Администрации назначался президентом Российской Федерации.
• назначение руководителей местных
властей республики из числа этнических чеченцев. Это создавало видимость национальной демократии. Их деятельность контролировалась рядом заместителей и советников, назначенных по квоте Кремля.
• с целью имитации демократических процедур, в Чечне было организовано голосование местного населения за пророссийскую Конституцию ЧР (март. 2003 г.). Ее главная особенность – вхождение Чечни в состав РФ. Голосование состоялось, не смотря на активную партизанскую войну и массовый террор в отношении гражданского населения.
• для видимости легитимности федеральной власти в октябре 2003 г. был «избран» президент Чеченской Республики. Им стал все тот же Ахмат Кадыров.
• в условиях массовой безработицы (92%) из числа этнических чеченцев создаются паравоенные формирования и органы милиции, члены которых получают огромные (в 10-20 раз превышающие «среднечеченские» доходы) зарплаты. Члены этих отрядов получают право на законных основаниях носить оружие якобы для гарантии безопасности.
• к службе в милиции привлекалась значительная часть местного криминального элемента. Уголовные группы с оружием в форме милиции наживались на грабежах, выполняя охранные функции, а также учиняли разборки под видом задач по уничтожению чеченских вооруженных формирований и подполья. Но при всем этом, они были военным ресурсом новой чеченской власти.
• с 2005 г. были созданы полноценные воинские подразделения и введены в штат министерств Внутренних дел и Обороны РФ.
• практиковалось использование механизмов подкупа для местной элиты, бизнесменов и влиятельных кланов (тейпов). Получив преференции, местные авторитеты использовались в качестве лидеров общественного мнения и каналов коммуникации от официальной Москвы к местному населению;
• привлечение религиозных деятелей России для влияния на мусульманских лидеров Чечни. Подобный рычаг использовался Кремлем в качестве катализатора общественных настроений для приятия ключевых решений.
По имеющейся информации, одним из результатов soft-давления на чеченскую элиту стало обращение «группы деловых, общественных и религиозных деятелей Чечни» к президенту России с идеей скорейшего (в течение 2–3 месяцев) проведения референдума и принятия на нем чеченской Конституции. По убеждению исламских лидеров и бизнесменов, подобные шаги откроют путь к миру и внутричеченскому порядку.
Другим мощным информационным поводом стало создание мнений о российской социальной помощи Чечне. В регион демонстративно направлялись восстановительные и строительные бригады, а также средства из федерального бюджета. Создавалась картина кремлевской заботы о чеченцах.
Информационное сопровождение кампании по «замирению» имело свои особенности. Следует сказать, что главным мотивационным тезисом на тот момент стало высказывание «все устали от войны». Оно стало приобретать популярность в период окончания активной фазы войны, но успеха не принесло.
Почему? Во-первых, в России на тот момент еще слабо работали институты пропаганды и контроля над СМИ. А во-вторых, война, по сути, не закончилась. Она из городов и поселков переместилась в горы. Подрывы мин на дорогах, снайперские убийства, захваты заложников, отравления источников воды продолжались. И только с 2009 г., когда Россия официально заявила о прекращении режима контртеррористической операции в Чечне, информационная кампания по «замирению» стала активизироваться.
Основные черты второго этапа информационной кампании по «замирению» были (и остаются):
• «нагнетание» популярности в образ лидера Чечни Р Кадырова;
• создание видимости единства российской и чеченской элит;
• формирование мнений о развитии институтов гражданского общества в Чечне;
• создание прокремлевских общественно-политических движений на базе ранее существующих местных организаций в Чечне и другое.
Мероприятия по «замирению» Чечни продолжаются и по сей день. Например, СМИ Чечни подконтрольны Москве. Эфир и газеты подают исключительно кремлевскую риторику. Журналисты Чечни проходят подготовку в специальном Центре переподготовки работников средств массовой информации «Возрождение Чечни». А в ближайшие выходные в Чечне с размахом прошли празднования Дня России.
В целом, столица Чечни – Грозный напоминает «московское зазеркалье» с небоскребами где практически везде висят портреты двух «вождей» – А. Кадырова и В. Путина. Центральная улица Грозного с октября 2008 г. переименована в проспект Путина. В городе также есть проспекты А. Кадырова и генерала Г. Трошева (Трошев руководил военной операцией на Северном Кавказе).
В Чечне создан абсолютный диктат и культ личности Рамзана Кадырова. Они и политик, и лидер нации, и третейский судья, и ученый, и актер…
За последнее десятилетие в Чечне широко практикуются массовые шествия с десятками тысяч участвующих, что не имеет ничего общего с проявлением народной воли. Это «кадыровская обязаловка», притянутая из советских времен. Для создания массовки власти Чечни отменяют уроки в школах, занятия в институтах, рабочее время в больницах, детсадах, библиотеках и администрациях.
Одним словом, развитие военно-политической ситуации в Чечне в 2000-х годах имеет много сходств с событиями в оккупированном Россией Донбассе. Но вместе с тем, существует достаточно предпосылок того, чтобы говорить о запуске Кремлем плана по «замирению Донбасса».
Первое, на что следовало бы обратить внимание, это создание Кремлем инструментов «замирения» в оккупированных регионах Донбасса по примеру рычагов «чеченизации» (см. ранее по тексту).
Второе – информационная кампания России по Донбассу включает элементы второго этапа информационной кампании Чечни по «замирению», усиленные инструментами давления международной дипломатии (Минск-2 и Нормандский формат).
Третье, в информационной среде оккупированного Донбасса уже присутствует риторика примирения с властями Украины. Например, тезис «все устали о войны» распространился по СМИ «ЛДНР» и в соцсетях пользователей. Более того, варианты заключения перемирий с оккупантами в последнее время стали проявляться и в прессе Украины.
***
Таким образом, анализ информационной ситуации на Донбассе может свидетельствовать о начале реализации Россией плана «замирения Донбасса» с Украиной.
Опыт подобной кампании в Чечне позволяет делать выводы о сходстве основных мероприятий «замирения»-«чеченизации» России с попытками реализовать подобный проект на востоке Украины.
Следует отметить, что на данном этапе кампания «замирения» Донбасса находится в начальной фазе – подготовки к ее реализации. Скорее всего, для активизации «замирения» будет необходим большой информационный резонанс. Его роль могут сыграть, например выборы в Раду, массовые и одновременные выступления в городах Украины или другая информационная кампания высокой интенсивности.
Автор: Вячеслав Гусаров, эксперт в сфере информационной безопасности, ЦВПИ, группа «ИС»