Нельзя, однако, переоценивать значение опыта эмиссии сертификатов в том смысле, что для завершения денежной реформы можно было бы «просто» расширить г...
Читать далееПрофтехобразование подвели к реформе. в колледжах больше не будут г кредиты займы ссуды
Число колледжей в Молдове существенно сократят, в том числе за счет исключения из системы профтехобразования педагогических специальностей. Кроме того, некоторые колледжи объединят в Центры передового опыта. Реорганизация системы профтехобразования должна быть завершена до начала нового учебного года. В педколледжах реформу в целом поддерживают, отмечая, что их выпускники не востребованы на рынке труда.
Решение о реформе системы профтехобразования правительство утвердило накануне, 9 июня. В пояснительной записке к нему минпросвещения говорится, что реорганизация и ликвидация ряда профессионально-технических учреждений предусмотрены в Нацстратегии развития системы
образования (2014-2020 годы), которую правительство утвердило два года назад. Реформа, кроме того, проводится в соответствии с положениями Кодекса об образовании и планом по ассоциации РМ-ЕС, отметили в минпросвещения.
В результате реформы система профтехобразования в Молдове станет трехуровневой: профессиональные школы, колледжи и Центры передового опыта. Пять подобных центров, созданных на базе колледжей, появились в Молдове в прошлом году: легкой промышленности, строительства, транспорта, информатики и информационных технологий и обработки пищевых продуктов.
Всего планируется создать 10 таких Центров передового опыта. Причем созданы они будут также на базе колледжей, подведомственных министерствам культуры, здравоохранения и сельского хозяйства. Планируется, в частности, что столичные Колледж микроэлеткроники и вычислительной техники и Политехнический колледж объединят и создадут на их базе Центр передового опыта в энергетике и электронике. Еще один Центр передового опыта — в сфере банков и финансов будет создан на базе кишиневского Финансово-банковского колледжа.
В правительстве считают, что подобные центры будут способствовать улучшению уровня образования, помогут наладить сотрудничество между образовательными учреждениями и работодателями, а также снизят расходы на систему профтехобразования.
Реформа, кроме того, предусматривает закрытие в колледжах педагогических специальностей. Из семи ныне действующих педагогических колледжей один будет ликвидирован — имени Александру чел Бун (Калараш), остальные шесть будут перепрофилированы и продолжат готовить студентов по другим специальностям.
Руководители педагогических колледжей, с которыми поговорил NM, считают решение о закрытии педагогических специальностей (особенно преподавателя начальных классов) правильным, поскольку они не востребованы на рынке труда и число студентов сократилось в разы. В то же время собеседники NM считают, что специальности, связанные с дошкольным образованием, нужно было оставить. «Не думаю, что человек, окончивший университет, вернется потом в наше село работать воспитателем в детском саду за 1300 леев», — пояснила замдиректора педагогического колледжа имени Георге Асаки из Липкан Эмилия Заставнецки.
В то же время она считает, что руководство колледжа приняло правильное решение, когда минпросвещения несколько лет назад поставило его перед выбором: либо закрывать колледж, либо менять специализацию. В новом учебном году в Липканах начнут готовить социальных ассистентов, секретарей-референтов, менеджеров и специалистов по производству текстильных изделий. Работать в колледже будут в основном те же педагоги, что преподавали педагогические дисциплины: они успели пройти курсы переквалификации. «Думаю, мы правильно сделали. Коллеги из Калараша переквалифицироваться не захотели и остались ни с чем», — отметила Заставнецки.
По словам директора каларашского педагогического колледжа Георге Шаповала, минпросвещения оповестило их о предстоящем закрытии еще два года назад, из-за чего прием на все специальности был приостановлен. К решению министерства Шаповал относится с пониманием: «Детей у нас нет, в селах одни старики остались». Кроме сокращения числа студентов, еще одной причиной закрытия педагогических колледжией, по словам Шаповала, является Болонская система образования, принятая Молдовой в 2005 году. Эта система, пояснил он, предполагает получение педагогического образования только в высших учебных заведениях. Шаповал также отметил, что ликвидация учебного заведения «трагедией» для педагогов не стала: в течение двух лет многие из них трудоустроились в лицеях района.
Реформа профтехобразования коснется и профессиональных школ, хотя не так существенно. В частности, профшколу села Чумай Тараклийского района объединят с профшколой Вулканешт. Остальные 40 государственных профессиональных школ продолжат работать в прежнем формате.
Справка NM:
По данным минпросвещения, сейчас в Молдове действует 42 колледжа: 19 находятся в ведомстве минпросвещения, восемь — минсельхоза, по пять — минкультуры и минздрава, один — МВД и еще четыре — частные.