Налоговая база, согласно статье 367 Н...
Читать далее“мы крайне позитивно оцениваем электронное администрирование”, – к а раицкий экономика предприятия
Чернявская Ирина говорит Наталья Рубан, директор департамента аудита Государственной фискальной службы Украины, — о деятельности АЗС и АГЗС и уплате ими акцизного налога с розничных продаж — БИЗНЕС получает множество обращений участников рынка о том, что в Украине распространяется практика неуплаты сбора с розничного оборота подакцизных товаров, в частности нефтепродуктов. Знает ли об этом ГФС и есть ли соответствующие обращения в вашу Службу?
— Вопрос уплаты акцизного налога с розничных продаж находится под постоянным контролем. Благодаря этому наблюдаем положительную динамику поступления средств. Так, в прошлом году акцизного налога с розничных продаж участники рынка
уплатили 7,7 млрд грн., а за январь — май текущего года уже поступило
4,2 млрд грн.
Хотя, к сожалению, есть и факты неуплаты отдельными налогоплательщиками. Такую информацию мы получаем при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и информационных баз.
Также нас информируют другие органы власти, граждане, активисты, общественные организации. Каждый такой факт мы тщательно анализируем. По результатам реагируем в пределах нашей компетенции.
Так, в ходе анализа деклараций по акцизному налогу и почековой информации, поступающей от РРО, установлены факты неуплаты. Определен перечень и организовано проведение проверок деятельности таких недобросовестных плательщиков.
И это дает эффект: в 2015 г. по результатам проверок доначислено почти 200 млн грн. налогов, в том числе 43 млн грн. акциза. По результатам 143 фактических проверок в 2015 г. мы наложили штрафов на 73 млн грн. А еще налогоплательщики подали уточняющие декларации по акцизу и добровольно уплатили почти 1 млн грн.
В январе — мае этого года мы провели 21 проверку и доначислили 0,7 млн грн. акциза. После 205 фактических проверок выписали штрафов на 10 млн грн. Налогоплательщики уточнили декларации по акцизу и добровольно уплатили еще 1,2 млн грн.
— С нового года действует фиксированная ставка розничного акциза в размере EUR0,042 за 1 л. Однако в чеках, выдаваемых на АЗС, этот налог не отображается. Какова позиция ГФС в этом вопросе? Если в чеке этот налог будет отображаться, будет ли это означать, что он будет уплачен?
— 21 января текущего года Минфин утвердил Положение о форме и содержании расчетных документов. Согласно этому Положению, у торговцев подакцизными товарами кассовый чек должен содержать отдельной строкой и размер ставки, и общую сумму акциза по всем указанным в чеке товарам. Причем в начале строки печатается название такого налога.
Но требования об отражении налогов (кроме НДС) не распространяются на чеки, распечатываемые РРО, версии внутреннего программного обеспечения которых внесены в Госреестр до вступления приказа в силу.
То есть до 11 марта. Производитель РРО, при наличии технических возможностей, обязан осуществить доработку. И производители кассовой техники пока дорабатывают модели РРО. Получается, что эта норма обязательна только для РРО, которые внесены в Госреестр уже после 11 марта 2016 г.
Вот и выходит, что чеки, выдаваемые АЗС, могут и не содержать реквизита “Акцизный налог”, если кассовые аппараты старые. Но эти чеки законны, они действуют и должны приниматься в качестве документа, подтверждающего плату за топливо.
Однако нужно понимать: наличие в чеке реквизита “Акцизный налог” еще не означает автоматическую уплату такого налога отдельными недобросовестными плательщиками. Такие факты находятся под нашим постоянным контролем, и к нарушителям применяются соответствующие меры реагирования.
И наоборот — отсутствие в чеке реквизита “Акцизный налог” не освобождает предприятия от обязанности уплаты такого налога и не означает его неуплату.
— Разделяете ли вы мнение о необходимости отмены “розничного” акциза с одновременным пропорциональным увеличением “основного” акциза на нефтепродукты?
— Понимаете, формирование и реализацию единой государственной налоговой и таможенной политики обеспечивает Министерство финансов. Мы ее просто осуществляем.
Но хочу отметить, что акцизный налог с розничной торговли подакцизными товарами был введен
в целях децентрализации поступлений бюджетных средств в местные бюджеты.
— ГФС сообщает об обнаружении нелегальных АЗС и АГЗС в разных регионах Украины. В Киеве, по разным оценкам, работают 200-300 газовых модулей, которые торгуют без кассовых аппаратов или выдают поддельный чек (могут выдать чек на любую сумму независимо от суммы фактической покупки). Почему ГФС не борется с этим явлением в столице?
— Главное управление ГФС в Киеве в пределах своей компетенции и в соответствии с требованиями Налогового кодекса постоянно осуществляет контроль за реализацией ГСМ через сети АЗС и АГЗС. В 2015 г. и в январе — мае 2016 г. мы провели 68 фактических проверок таких предприятий.
По их результатам за нарушения оштрафовали на 3 млн грн., а также установили неуплату акциза в размере 9 млн грн.
— Как потребитель может информировать ГФС о случаях нарушения кассовой дисциплины на АЗС?
— О, таких способов много! Вы можете передать жалобу, запрос, письмо. Можете предоставить информацию во время личного приема должностным лицам государственных и иных органов. Можно обратиться на “горячую линию” Кабмина. Можно на нашу — это сервис “Пульс”.
Кстати, публикации информации о фактах нарушений в СМИ постоянно анализируются органами ГФС. И по результатам принимаются меры для прекращения таких нарушений.
— Подводила ли ГФС предварительные итоги внедрения системы электронного администрирования акцизного налога?
— Внедрение этой системы позволило сократить дисбаланс между наполнением рынка светлыми нефтепродуктами (производство и импорт) и их фактическим потреблением (данные Госстата). Например, по моторным бензинам в 2014 г. дисбаланс составлял 23% потребления, в 2015 г. — 10%, а в I квартале 2016 г. — всего 6,9%.
В результате детенизации рынка мы увеличили поступления акцизного налога: за январь — апрель 2016 г. они составили 10,1 млрд грн., что на 45% (3,1 млрд грн.) больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В том числе с произведенного топлива — 2 млрд грн., что на 58% (0,7 млрд грн.) больше, и с ввозимого топлива — 8 млрд грн., что на 42% (2,4 млрд грн.) больше показателей прошлого года.
Так что мы крайне позитивно оцениваем электронное администрирование и считаем его очень правильным шагом.