Владимир Путин отметил, что доходы пенсионеров были проиндексированы, хоть сделать это было почти невозможно. Такое заявление президент России сделал ...
Читать далееКудрин_ путин уже сказал — мы не собираемся запускать печатный станок - последние новости от bfm. ru т деньги покер старс
Алексей Леонидович, в прессе у журналистов огромный интерес к Экономическому совету, много чего было написано, много, что рассказано тет-а-тет, в том числе высокими людьми. Чтобы пойти дальше, я сразу некое резюме произнесу. Было сказано, что прошел многочасовой совет, Путин в основном молчал, потом выхватили эту фразу, что вот он, так сказать, отреагировал, что не можем торговать суверенитетом. Все объяснили, что это не было каким-то спором с вами, это была просто... как многие участники говорили, он отреагировал на то, что его зацепило. Но при этом говорят, что все остальное его не зацепило вовсе.
Была теоретическая дискуссия, и разошлись с тем же. Тем не менее, вам поручено все-таки сформировать в течение ряда месяцев детальный реестр конкретных шагов. Путин ждет конкретного плана от этой программы, а не общих установок. Расскажите, что будете делать, с кем работать и в какие сроки такая программа будет вновь представлена уже президенту.
Алексей Кудрин: Во-первых, я считаю, что президиум Экономического совета прошел неплохо, первый, и я после него общался с президентом, мы поговорили о некоторых моментах, которые требуют дальнейшей разработки и раскрытия. И, собственно, сейчас формируется несколько треков, анализ и разработка предложений. Это первое. То есть идет взаимодействие с президентом, работа. Это было абсолютно рабочее заседание. Моя цель заключалась в том, чтобы сконцентрировать на тех факторах, которые мешали экономическому росту. В моей презентации я показал, что с 2005 года уже производительность факторов экономики, которые создают ее конкурентоспособность, стала снижаться. То есть мы еще в 2007-2008 годах пожинали громадные успехи экономического роста, а вот качество инвестиций и факторов у нас уже стало снижаться. Вот это надо было выявить, вот это надо было показать на цифрах, на анализе специалистов. И поэтому мы сегодня, я бы сказал так, поставили диагноз, мы видим, где у нас проблемы, мы понимаем роль институтов повышения этой производительности. Вопрос теперь, как сформулировать эти лучшие практики, как эти институты улучшить. Я бы сказал так: в условиях, когда еще ни одна страна похожим образом почти не проходила такие периоды, даже Восточная Европа по-своему это прошла, там было больше стимулов и духа предпринимательства, чем, скажем, у нас после советского периода. Там существуют некоторые институты, связанные с правами собственности и правами граждан, что является решающим для работы современной экономики. Если вы имеете производственный ли спор по выполнению контракта или по поставкам продукции, или по собственности, очень важно, чтобы они очень корректно разрешались. У нас такая практика еще не закрепилась. От периода рейдерских захватов 90-х — начала нулевых еще мы не сильно отошли, они периодически встречаются. Такая традиция у нас существует. А это, как правило, недоработка институтов, тех, которые должны разрешать эти споры. Поэтому, я повторяю, у многих стран были какие-то свои преимущества в создании такого рода институтов, которые повышают общую производительность экономики. Мы сегодня должны четкие дорожные карты сформировать. Когда-то я сказал: знаете, хорошую работу ведет Агентство стратегических инициатив (АСИ), и я подписываюсь под многими их усилиями, но вот их работу нужно масштабировать в десятки раз и по разным еще задачам. Вот такую, по сути, нужно вести работу, совместно уже с теми, кто работает в этих областях, — это открытое правительство, ОСИ, другие институты, вышки, фонды разного рода, государственные и прочие. Мы, допустим, собираем фонд развития малого бизнеса Бравермана и другие, мы сегодня собираем, усилия все складываем, дорабатываем вот эти процедуры, которые потом заработают эффективнее, слаженнее.
Алексей Кудрин: Да, это совокупность наблюдения факторов и разговоров, которые я по-своему оцениваю. Я хочу сказать, что как раз, действительно, президент в своем выступлении — чуть-чуть приоткрою — сказал, что мы должны строить такие формы взаимоотношений с внешним миром, которые бы не уменьшали наш суверенитет. Это так. И, собственно, я это воспринимал как некую рекомендацию в ходе нашей работы учитывать это. Многие взаимоотношения с разными странами, будь то с Китаем, с нашими другими партнерами, мы вообще-то, строго говоря, не прекращали наших торговых отношений с Западом, за исключением нескольких видов товаров. Мы также завозим технологии, оборудование, мы также завозим компьютеры, IT-технику, мы также покупаем множество услуг, начиная от IT-логистики, проектирования и финансовых услуг. С нами все равно продолжают работать западные банки, даже в умеренном виде. В этом смысле у нас не произошло существенного уменьшения каких-то операций в области экономики. Повторяю: они уменьшились, но не драматично. И больше того, мы предполагаем, что мы нарастим эти торговые отношения и даже наш экспорт на Запад. Частью нашей дискуссии был разговор о том, как нарастить наш технологический экспорт на Запад. Это проход на их рынки, учет требований этих рынков, сертификации, лицензирование на этих рынках, чтобы мы могли продавать там свою продукцию. Вообще-то, это не только никто не уменьшал, мы обсудили, что это нужно делать прямо сейчас. В этом смысле масштаб тех новых задач нашего бизнеса никто не уменьшал, наоборот просят увеличить. Я и имею в виду это. Политическая напряженность или геополитическая, это тоже имеет важный фактор, но я считаю, что все эти геополитические напряженности разрешаются в ходе переговоров. Есть всегда выяснение позиций, фиксирование позиций, а есть переговоры, в которых стороны идут друг другу навстречу. Если есть сложные процессы, то стороны, тем не менее, идут на взаимные шаги. Вот это очень важный момент. Поэтому я уверен, что так и произойдет.
Алексей Кудрин: Да. У нас все-таки пока совокупность рисков на рынке и неопределенность такова, что наш бизнес не идет в инвестиции. Точнее, инвестиции сохраняются примерно на прежнем уровне, немного снижаясь. Условно говоря, если мы в рублях оценим, в этом году будет 15 трлн инвестиций, даже чуть-чуть побольше в номинальном выражении, ну, с учетом инфляции это чуть-чуть поменьше, то есть в реальном выражении. И наша задача — существенно нарастить эти инвестиции. Это снижение неопределенности. Более четкая политика страны, стратегия, в том числе и позиционируя в отношении внешних рынков, что мы будем делать на этих рынках, какую мы себе там ставим задачу. Если это будет реалистичная постановка вопроса, то бизнес постепенно вернется.