Малый бизнес на три года — с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 — оградят от плановых проверок. Правительство доработает законопроект в связи с пожелани...
Читать далееКлимат-контроль. правительство намерено ограничить проверки бизнеса экономика белоруссии
Правительство утвердило проект поправок в закон «О госконтроле», согласно которому число контролирующих органов сократится с 33 до 16. Кроме того, будут запрещены плановые проверки в первые три года деятельности предприятия (за исключением финансового сектора). По словам премьер-министра Павла Филипа, предлагаемые изменения обеспечат предсказуемость проверок и сократят коррупцию.
Проект поправок в закон «О госконтроле», разработанный минэкономики, правительство утвердило накануне, 15 июня. Право госконтроля останется у 16 структур, включая пять независимых регуляторов: Нацагентство по регулированию в энергетике, Нацагентство по регулированию в области
электронных коммуникаций и информтехнологий, Совет по конкуренции, Координационный совет по телевидению и радио и Счетную палату.
Право на проверки потеряют Госинспекция по надзору за алкогольной продукцией, Гостройинспекция, Агентство по лекарствам, Государственная энергетическая инспекция, Агентство по защите потребителей и др. Их функции будут переданы другим органам госконтроля. В частности, проверять промышленно-опасные объекты и противопопожарную безопасность, а также проводить проверки в сфере строительства, энергетики, археологии и защиты памятников будет Инспекция по техническому надзору. А новое Агентство по администрированию транспорта возьмет на себя функции контроля Нацагентства по автотранспорту, Органа гражданской авиации и Службы капитана Джурджулештского порта (проверяет суда). На реализацию реформы выделено четыре месяца.
В правительстве надеются, что сокращение числа контролирующих органов повысит прозрачность проверок и эффективность работы инспекторов за счет унификации процедур и сокращения документов. В частности, будет только один документ об инициировании контроля (в виде плана проверки) и один протокол по результатам проверки. Эти документы должны быть обязательно опубликованы в госреестре проверок на сайте controale. gov. md.
Кроме того, законопроект ограничивает основания для инициирования внезапных проверок. Например, их нельзя будет проводить для предварительной оценки ущерба. Проверки будут проводиться только на базе строгой оценки рисков и с соблюдением установленной процедуры. При этом проверку должны будут проводить минимум три инспектора.
Выявленные в результате проверок нарушения поделены на три категории: легкие, средние и грубые. От типа нарушения будет зависеть наказание. Например, запретительные меры будут применяться только в отношении грубых нарушений, а штрафы — в случае грубых и средней тяжести. Оговорены также правила введения запретительных мер.
Кроме того, планируется ввести внутренний надзор над законностью внезапных проверок. Инспекторов, которые не докажут их обоснованность, будут штрафовать.
Минэкономики предложило также создать механизм досудебного разрешения споров, возникающих в результате проверок. Предлагается создать при каждом контролирующем органе Советы по разрешению споров, в которые обязательно должны входить и предприниматели. Кроме того, будет создан Национальный совет по разрешению споров при минэкономики, который должен будет разбираться с системными проблемами в госконтроле.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, расходы на его реализацию будут покрыты за счет внешнего финансирования. Законопроект будет передан на рассмотрение парламенту.