Сохранение суверенных рейтингов России в текущих внешних условиях говорит об эффективности российской экономической политики. Об этом заявил министр ф...
Читать далееГазета поиск_ в знак ободрения. национальные рейтинги вузов заслужили поощрения кредиты физ лицам
Научная политика | Наука | Образование | Инновации | Инфосфера | Международное сотрудничество | Публикации | Книжная полка | РЕФОРМА РАН | КПД: Конкуренция, Практика, Достижения
Спецвыпуски: Твои университеты | Территория науки | Наноскоп | Просто супер! | Кадровый Вопрос | Линия Сколково | Видео
Новости № 27-28(2016) Официально
Председатель правительства Дмитрий Медведев провел в Санкт-Петербурге заседание Президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России, посвященное использованию потенциала вузов при реализации Национальной технологической инициативы.
Глава Комитета
Госдумы по образованию Вячеслав Никонов ответил на обращения студентов по поводу возможного уменьшения стипендиальных фондов, которые поступили в конце мая - начале июня в адрес председателя Госдумы Сергея Нарышкина и Комитета по образованию.
На заседании Комитета Госдумы по образованию, состоявшемся под председательством Вячеслава Никонова, депутаты и представители экспертных советов подвели итоги работы за созыв.
10.06.2016
“Необходимо соблюдать баланс между повышением конкурентоспособности на мировой арене и задачами национального развития, между академической автономией вузов и их социальной ответственностью, между развитием приоритетных направлений и диверсификацией университетской деятельности. Не следует ставить единственной целью достижение высоких позиций в рейтингах. Заявляя о задачах создания университетов мирового уровня, нужно учитывать и адекватно оценивать возможности системы национального образования” - таковы, в частности, рекомендации тем, кто ответственен за государственную образовательную политику, а также иным адресатам и участникам академических рейтингов вузов от IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence (IREG Observatory). Эта влиятельная ассоциация экспертов в сфере образования более чем из 20 стран в этом году высоко оценила продукт RAEX (“Эксперт РА”), предоставив нашему международному рейтинговому агентству право на использование знака “Одобрено IREG” (IREG Approved). Таким образом, рейтинг вузов “Эксперт РА” прошел международный аудит и признан экспертами заслуживающим доверие и высоко востребованным на национальном уровне, а методология - соответствующей мировым стандартам качества. Знак (его агентство может использовать до 31 декабря 2019 года) был торжественно вручен на IV Международном форуме ведущих вузов президенту RAEX (“Эксперт РА”) Дмитрию Гришанкову вице-президентом IREG Observatory Вальдемаром Сивински. При этом зарубежный эксперт подчеркнул, что до сих пор только три рейтинга в мире, включая QS (Великобритания), удостоились такого сертификата.
Он также сообщил, что ежегодно в свет выходят в среднем пять новых продуктов ранжирования вузов: один глобальный, два региональных и как минимум три национальных. Спрос на университетские рейтинги не снижается. Повышение доверия к ним, равно как и содействие росту качества образовательного процесса в вузах, - главные цели IREG Observatory. Согласно оценке Вальдемара Сивински, заметно растет популярность предметных рейтингов, поскольку абитуриентов интересуют вузы, реализующие программы по конкретным специальностям, а работодатели стремятся к сотрудничеству с университетами, выпускающими специалистов с определенным набором компетенций. По мнению вице-президента IREG Observatory, в перспективе ранжирование будет активнее развиваться в части предметных и региональных рейтингов. Кроме того, наблюдается тенденция к увеличению числа показателей оценки качества образования. Примером этому станет и готовящийся сейчас к выходу в свет очередной Шанхайский рейтинг университетов мира с расширенным составом индикаторов (50-60).
Критерии рейтинга отражают три главные составляющие вузовской деятельности: возможности для получения качественного образования, востребованность выпускников вуза работодателями и уровень научно-исследовательской работы. Это группы индикаторов, характеризующих уровень преподавания, международной интеграции, ресурсной обеспеченности, востребованность среди абитуриентов, качество карьеры выпускников и сотрудничество с работодателями, научные достижения, инновационную активность и инфраструктуру. В 2015 году в методологию “Эксперт РА” были внесены некоторые усовершенствования. Например, добавился показатель “оценка студентами и выпускниками конкурентоспособности вуза”.
Состав тройки лидеров по сравнению с прошлым годом не изменился: лидирует МГУ, на втором месте Московский физико-технический институт (государственный университет), на третьем - Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”. Удержал прошлогоднее четвертое место Московский государственный технический университет им. Н. Э.Баумана, с шестой на пятую позицию переместился Санкт-Петербургский государственный университет, поменявшийся местами с НИУ “Высшая школа экономики”. Далее в десятке расположились Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет и Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н.Ельцина.
Тема конкурентоспособности отечественных университетов в условиях глобализации и адекватности оценки их достижений в вузовских рейтингах различного уровня стала одной из ключевых в программе форума. Ректор МГУ Виктор Садовничий акцентировал внимание коллег - представителей российской высшей школы, работодателей и экспертного сообщества - на необходимости определения роли того или иного университета в отечественном образовании и в жизни страны. “Не надо стесняться своей образовательной системы, она достаточно мощная и имеет собственные традиции. ...Мы не должны идти за указанными кем-то трендами, копия не может быть лучше оригинала... Надо выглядеть достойно, наравне с другими университетами мира или лучше их - в этом задача наших рейтингов”, - считает ректор. По мнению Виктора Садовничего, присутствие двух-трех российских университетов в первой мировой сотне вузов не соответствует реальному положению дел. “Следует создавать разные рейтинги и показывать преимущества различных систем образования”, - уверен он.
По словам В. Садовничего, конкуренция заставляет вузы ориентироваться на самых успешных и учитывать их опыт, а многие параметры ранжирования стимулируют развитие новых направлений, что, в конечном итоге, работает на качество образования. В то же время преобладание в рейтинговых методиках индикаторов научной деятельности университетов и чрезмерное влияние на итоговую оценку мнений зарубежных экспертов не оставляют шанса для наших вузов. “Никогда мы таким путем не войдем в ведущие десятки международных рейтингов. Это не совсем точные измерения”, - заявил ректор МГУ. Он и его единомышленники предлагают, к примеру, определять качество выпускаемых вузами специалистов в зависимости от их профессиональной пригодности, успеха в жизни в целом и востребованности в экономике, включая мировую.
Статьи на тему
Олимпийские надежды. Хороших студентов ищут в школе.
Не довольствоваться ролью потребителя во взаимоотношениях со школами, лицеями и гимназиями, вести целенаправленную и планомерную работу по довузовскому образованию школьников. Такой тактики давно придерживаются в Ульяновском государственном университете.
/ № 26(2016)
Работа над квотами. Молдавским абитуриентам облегчили поступление в российские вузы.
В этом году от молдавских абитуриентов поступило около 400 заявлений на поступление в вузы России (на 300 выделенных квот). Это почти в два раза меньше, чем в 2015-м.
/ № 26(2016)
Набор на выбор. Рейтинг работодателей подскажет, где учиться.
Разговор с участием ректоров и представителей бизнеса об эффективности взаимодействия университетов и компаний, а также о наиболее перспективных формах их сотрудничества состоялся в рамках секции “Работодатели и высшая школа: от диалога к партнерству”.
/ № 25(2016)
РЕФОРМА РАН
Традиционная двадцать первая по счету Поволжская ассамблея Профсоюза работников РАН в этом году проходила в Переславле-Залесском на базе Института программных систем (ИПС) им. А. К.Айламазяна РАН.
Завершилась общественная экспертиза проекта рекомендаций Российской академии наук по повышению эффективности вложения финансовых средств в развитие фундаментальной науки и поисковых исследований.
На днях в Кремле состоялась очередная встреча Президента РФ Владимира Путина с президентом Российской академии наук Владимиром Фортовым и руководителем Федерального агентства научных организаций Михаилом Котюковым.
Созданный в Российской академии наук корпус профессоров РАН объединяет не только докторов наук, работающих в академических институтах, но и ученых из вузов, ГНЦ, ведомственной сферы.
До очередных выборов в Российской академии наук остается почти полгода, а РАН уже получила солидное подкрепление. В ее ряды влились около 500 успешных и достаточно молодых ученых, которым присвоено звание “Профессор РАН”. Об этом “Поиску” рассказал председатель Координационного совета профессоров РАН при Президиуме академии, директор Института Европы РАН Алексей Громыко.