Правительство определило сумму, которая пойдет на реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков...
Читать далееБольшие планы_ проект «иннокам» утвержден на федеральном уровне бизнес клуб
Кроме заявленных общих планов по развитию дорожной сети и общественного транспорта в городах агломерации, в планах значится и несколько глобальных проектов. Камский инновационный территориально-производственный кластер («Иннокам») в 2012 году вошел в перечень приоритетных инновационных территориальных кластеров, а позже стал одним из ключевых проектов Национальной технологической инициативы. Как напомнил Дмитрий Медведев, объем субсидий на реализацию проектов в рамках нее в этом году составляет 8 млрд рублей. Сколько будет направлено средств из этого бюджета на «Иннокам», премьер не уточнил. Однако ранее сообщалось, что всего
с 2016 по 2020 гг. проект обойдется в 750 млрд рублей. Очевидно, что основная масса инвестиций будет направлена не в 2016 г., а в последующие годы. При этом план подразумевает, что 70% инвестиций будут идти из внебюджетных средствпишет "Реальное время".
5 районов, один городской округ и десятки действующих производств
Итак, что же подразумевает под собой «Иннокам»? Согласно концепции, подписанной Дмитрием Медведевым, инновационно-производственный центр создается в пределах так называемой «камской агломерации», в которую входят территории Елабужского, Заинского, Менделеевского, Нижнекамского и Тукаевского муниципальных районов и городской округ Набережные Челны. В агломерации выделяется четыре промышленных округа: Нижнекамский (предприятия нефтехимического комплекса — «Нижнекамскнефтехим», «ТАНЕКО», «ТАИФ»), Набережночелнинский (автомобилестроение — «КАМАЗ», «Форд Соллерс Холдинг»), Елабужский (промышленный — ОЭЗ «Алабуга», «Форд Соллерс Елабуга»), Менделеевский (комплекс по производству минеральных удобрений «Аммоний»).
Ожидается уже к 2020 году здесь «будет создан ведущий в России инновационно-производственный центр, в рамках которого будет отработана перспективная модель промышленного развития». Концепция, по сути, заключается в обустройстве этой территории с применением «зеленых» технологий, оптимизации логистики и производственных процессов с тем, чтобы за четыре года промпроизводство выросло более чем наполовину (на 52,7%), а выбросы от него снизились на 18,3% и продолжительность жизни увеличилась с 72,2 до 74 лет.
Согласно концепции, центр «ИнноКам» будет создаваться в рамках так называемого Камского инновационного территориально-производственного кластера, в который входят Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Менделеевск и Заинск с населением в общей сложности более 1 млн человек. Ожидается уже к 2020 году здесь «будет создан ведущий в России инновационно-производственный центр, в рамках которого будет отработана перспективная модель промышленного развития». Концепция, по сути, заключается в обустройстве этой территории с применением «зеленых» технологий, оптимизации логистики и производственных процессов с тем, чтобы за четыре года промпроизводство выросло более чем наполовину (на 52,7%), а выбросы от него снизились на 18,3% и продолжительность жизни увеличилась с 72,2 до 74 лет.
Инфраструктура станет разумнее
Основной темой концепция является создание в «ИнноКаме» разумной инфраструктуры. В частности, предполагается строительство ведущей к нему федеральной трассы с мостовым переходом в районе села Соколка. По подсчетам создателей концепции, появление этой трассы существенно сократит путь от Нижнекамска до Елабуги. Также предполагается реконструкция железнодорожной инфраструктуры и модернизация международного аэропорта Бегишево, что должно привлечь крупных федеральных авиаперевозчиков. Также через Камскую агломерацию планируют проложить высокоскоростную железную дорогу от Казани до Екатеринбурга. А города, территориально входящие в «ИнноКам», планируется соединить единой системой общественного транспорта, чтобы дать свободу передвижения рабочей силе.
В целях повышения качества жизни населения запланированы крупные экологические проекты — строительство и реконструкция очистных сооружений в Нижнекамске (общая стоимость 2,8 млрд рублей), строительство третьего химически загрязненного коллектора (0,9 млрд рублей), ликвидация закрытого и реконструкция действующего полигона захоронений «Нижнекамскнефтехима» (222 млн и 447 млн рублей соответственно). Кроме того, до 2020 года планируется провести капремонт коллектора в Набережных Челнах (1,5 млрд рублей).
«До 2020 года на территории Камской агломерации предполагается внедрение принципов безотходного производства, создание условий, при которых деятельность предприятий не будет приводить к существенным негативным последствиям для окружающей среды»,— отмечается в концепции. В «ИнноКаме» планируют производить биотопливо из отходов животноводства и использовать его для обогрева птицефабрик, бытовых помещений. В Набережных Челнах предполагается построить комплекс переработки осадков канализационных очистных сооружений на базе пиролизных технологий, что позволит использовать ил как сырье для топлива с целью выработки электрической и тепловой энергии.
В концепции говорится о необходимости интенсивного малоэтажного жилищного строительства и развитие рынка арендного жилья и формировании экологической зоны «Волжско-Камский поток» с целью удовлетворения туристско-рекреационных потребности местного населения и привлечения туристов.
Новая инфраструктура и старые планы по предприятиям
Как уже отмечалось, проект рассчитан до 2020 года, однако, если судить по опубликованному плану, концепция описывает лишь первый этап. В плане есть проекты, которые завершаются и после 2030 года.
Общая протяженность строительства дороги от Мамадыша до Нижнекамска через мост в районе села Соколки составит порядка 84 км. Первым пунктом в концепции значатся инфраструктурные изменения. Кроме заявленных общих планов по развитию дорожной сети и общественного транспорта в городах агломерации, в планах значится и несколько глобальных проектов: строительство нового Соколкинского моста через Каму и участка дороги от М7 к Набережным Челнам, строительство развязки на М7, прокладка нескольких дополнительных железнодорожных ниток с развитием ж/д-станций, введение дополнительных мощностей на Нижнекамской ТЭЦ, реконструкция аэропорта «Бегишево» (не учитываются уже проведенные работы), реконструкция газопровода «Можга — Елабуга», обновление водопроводной системы Елабуги и т. д.
Сегодня, сообщает «Бизнес ONLINE», министр экономики РТ Артем Здунов на пресс-конференции отметил:
«В преамбуле распоряжения четко написано, что мы утверждаем план мероприятий, который в последующем все федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации должны учитывать при формировании госпрограмм и проектов своего развития. Но все инвестпроекты рано или поздно разбиваются об инфраструктурные ограничения. Во-первых, по завозу сырья. Во-вторых, по ввозу готовой продукции. Это и послужило лейтмотивом создания этого документа, который призван в ближайшие годы развязать инфраструктурные ограничения, стоящие перед нашими предприятиями. Все проекты прошли через федеральные министерства и ведомства», — сообщил Здунов. Первоочередными Здунов назвал транспортные проекты, которые соединят Нижнекамск и Челны.
Замминистра транспорта РТ Артем Чукин пояснил, что это в первую очередь реконструкция федеральной трассы М7 Волга на отрезке Казань-Челны, финансирование которой в 2015 году составило 6,5 млрд., и еще 2,6 млрд. руб было выделено в текущем году на реконструкцию шести участков. Ориентировочный срок завершения работ — 2019 год. Кроме того, в число проектов «Иннокам» входит реконструкция аэропорта Бегишево с общей суммой контракта 798,3 млн. В 2017 году планируют получить еще 132 млн федеральных денег на завершение реконструкции. Про ж/д инфраструктуру, ведется строительство путепровода в Заинске, что связано с развитием ж/д транспорта. Объект находится на стадии завершения — к ноябрю он уже будет запущен в эксплуатацию.
Проект Соколка
Одним из самых масштабных Чукин назвал проект Соколка — строительство моста через Каму. «Мы проработали технико-экономическое обоснование реализации проекта. Существует несколько моделей реализации. К сожалению, пока на федеральном уровне не утверждена методика выделения межбюджетных трансфертов, то есть дополнительное финансирование с частно-государственным партнерством. Но с появлением этой методики мы сможем поэтапно проект осуществлять», — пояснил замминистра. Общая протяженность строительства дороги от Мамадыша до Нижнекамска через мост в районе села Соколки составит порядка 84 км.