Зачем власти предлагают воссоздавать советские органы госуправления

На днях президент Владимир Путин решил реформировать силовые органы — Федеральную миграционную службу и Федеральную службу по противодействию обороту наркотиков ликвидировали и передали в ведение МВД; перетасовав структуру органов внутренних дел, из них создали новое ведомство — войска национальной гвардии (в виде федеральной службы).

Почувствовав, видимо, проснувшуюся страсть главы государства к перемене слагаемых, заявили о себе и другие реформаторы. Депутат Госдумы Александр Романович, к примеру,

предложил воссоздать идеологический отдел ЦК КПСС в виде некого "координационного центра пропаганды". А глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, кругозор которого давно выходит за рамки собственного ведомства, озаботился вдруг проблемами авиации и предложил создать Министерство гражданской авиации, объединив в нем полномочия Министерства транспорта, Росавиации и Ространснадзора. По мнению Александра Бастрыкина, "предметы ведения между этими ведомствами распределены недостаточно четко". Министерство гражданской авиации существовало в СССР в 1964-1991 годах.

В таких вопросах главное — почувствовать тренд. На укрупнение ведомств или, наоборот, на раздробление. Всякому овощу свое время. Если на тренд на укрупнение, то нужно ссылаться на дублирование функций и нечеткое распределение полномочий; а если на дробление, то на излишнюю громоздкость и неэффективность крупных ведомств.

Аппаратное членение структуры управления на самом деле может выглядеть как угодно. К примеру, до 1996 года в России существовали Министерство труда, Министерство здравоохранения и Министерство социальной защиты. Потом два из них объединили в Министерство труда и соцразвития. В 2004 году появилось объединенное Министерство здравоохранения и социального развития. А в 2012 году его разделили обратно на Минздрав и Минтруда и соцзащиты. И все это время больницы работали, а инвалиды обслуживались — настолько, насколько могло себе позволить государство.

В советское время административная реформа была процессом перманентным. В отдельные моменты в зависимости от текущих нужд власти стремились создать отдельное министерство для каждой мало-мальски отдельной отрасли — для бумажной промышленности, для заготовок, для хлебопродуктов, для радиопромышленности и так далее. Иногда одного органа не хватало, и тогда появлялись Министерство рыбной промышленности восточных районов СССР и такое же Министерство западных районов. А в конце 1980-х существовали целых пять министерств строительства — на востоке страны, в Сибири, в северных и западных районах и на юге, и еще отдельно по строительству предприятий нефтяной и газовой промышленности (при том что министерство просто нефтехимической промышленности тоже было). Металлургам вообще не давали продохнуть, постоянно то создавая единое министерство, то разделяя его обратно на министерства черной металлургии и цветной.

30.05.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2025 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика