Современная жизнь требует от нас оперативности и гибкости. Возникают ситуации, когда нам необходимо взять кредит в самый короткий срок, чтобы решить ф...
Читать далееМихаил Остров Автор блога
Необходимость в рассмотрении данной темы возникла рассматривая реальность России, когда миллионы людей переживают нищенский уровень существования, думая, что их проблема целиком лежит на влиянии Запада, самом государстве, которое коррумпировано до мозга костей, безразличии окружающих и др. У человека ежедневно имеются потребности, которые требуют немедленного их удовлетворения, в противном случае, это может привести к погибели, болезни или беспокойству. Среди них потребность в пище, одежде,
доме, создании и развитии семьи, образовании др. Экономика, как раз таки, и направлена на рассмотрение решений этих насущных возобновляющихся проблем, и то, как она построена и работает, зависит уровень жизни людей.
Лексическое значение экономики – это управление хозяйством ( с греч. «эйкос» - хозяйство, «номос» - понятие). Свое зарождение она получила с управления хозяйством семьи, потом рода и племени, объединения племен, общественной формации и государства. Современные ученые-экономисты рыночной экономики в вопрос экономики включают экономическую науку и экономические законы. Экономическая наука рассматривает методы и способы производства товара, его совершенствования и выпуск готовой продукции для реализации. Экономическая система или законы – это совокупность норм, которые рассматривают пути приобретения имущества, его преумножения и распоряжения. Если экономическая наука целиком зависит от уровня науки в стране, что сказывается на качестве конечного продукта, что само по себе является предметом цивилизации, то экономическая система зависит от взгляда людей в обществе на вопросы приобретения, преумножения и распоряжения, что исходит из взгляда на жизнь, что является предметом идеи или мировоззрения общества. Получается, что вопрос распределения имущества в государстве – это вопрос экономической системы (законов), который напрямую зависит от основной идеи (мировоззрения) государства и общества. Таким образом, уровень удовлетворения людьми своих потребностей причинно обусловлен состоянием мировоззрения общества, т. к. именно из нее исходят понятия для решения текущих постоянно возникающих проблем человека.
Среди мировоззрений, из которых исходят решения для всех проблем человека на государственном уровне, выделяют, как правило, три: 1. социализм; 2. капитализм; 3. мировоззрение, которое основано на божественной системе, среди которых на современном уровне можно выделить Ислам, т. к. остальные религии не имеют полную систему для жизни от Творца, которая реализовалась бы на государственном уровне, включая и экономическую систему.
1. Взгляд социализма на экономику исходит из ее идеологии, которая включает идею и исходящую из нее систему, смысл которой заключается в удовлетворении потребностей людей до определенной степени равенства. Например, одни из социалистов считали, что распределение имущества должно происходить путем математического равного распределения, другие согласно принципу от «каждого по способностям и каждому по потребностям», третьи «от каждого согласно способностям и силам, каждому согласно его труду». Социализм рассматривает удовлетворение потребностей через призму материализма, в основном, в зависимости от труда человека, когда получаешь столько, сколько зарабатываешь или же по принципу поровну всем, несмотря на то, что удовлетворение потребностей людей у каждого на своем индивидуальном уровне. Следовательно, такое рассмотрение может привести к тому, что кто-то может получить из благ то, что ему, в принципе, не нужно, а тому, кому оно нужнее - оно может не хватить. Таким образом, чьи-то потребности остаются недостаточно удовлетворенным, а чьи-то в избытке.
2. Капитализм смотрит на экономику исходя из своего представления об обществе, под которым он понимает ее как совокупность индивидов, свободы которых должны быть обеспечены (свобода личности, собственности, слова, передвижения). Задача капитализма создать условия для удовлетворения потребностей индивидов в целом, не интересуясь их частностями, считая, что процент бедных или нищих людей – это постоянная норма, характерная для любого общества, от которого никуда не денешься. Поэтому, капитализм спешно решает проблемы ВВП, экономического роста, престижа государства и др., делая благоприятную формальную статистику, не переживая за уровень жизни каждого человека, где в основном удовлетворены потребности большинства людей без учета интересов меньшинства. Для примера, можно рассмотреть страны ЕС, где потребности граждан ЕС из числа его коренных жителей удовлетворены в полном объеме, а потребности мигрантов или беженцев должны претерпевать серьезные лишения, т. к. они не являются полноправными членами данного общества. Таким образом, в удовлетворении потребностей людей капитализм отдает предпочтение одним, не считаясь с интересами других.
3. Ислам: взгляд экономической системы Ислама в корне отличается от двух предыдущих. Ислам смотрит на общество, в первую очередь, как на совокупность людей, а потом только мыслей и чувств, которые двигают ими и законов, которые регулируют отношения между ними. Такой взгляд на общество привел к определенному взгляду и на экономику, основной целю которой является удовлетворение потребностей в вещах каждого человека, именно человека, а не мусульманина или гражданина, как могут подумать некоторые. В результате такого взгляда исламская идеология смогла объединить сотни разных народов, которые проживали на ее обширной территории на протяжении 13 веков начиная с 7 века до начала 20 века. Взгляд на экономику Ислама заключается в удовлетворении потребностей каждого человека, а не только гражданина или только мусульманина. Подтверждение этому можно привести ряд цитат из источников Ислама:
20:81 Коран «Вкушайте блага, которыми Мы наделили вас, но не преступайте посредством их границы дозволенного, а не то на вас падет Мой гнев. А всякий, на кого падет Мой гнев, погибнет».
67:15 Коран "Он - Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения".
Пророка Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:«Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед» (ат-Табарани и Аль-Баззар).
Второй праведный халиф Умар ибн Аль-Хаттаб впервые в истории ввел пенсии для обеспечения основных потребностей людей из государственного бюджета.
Эти и им подобные указания открыто показывают, что система экономики Ислама направлена на удовлетворение потребностей человека, а не индивида или мусульманин, или гражданина, или трудящегося и др.
В современной России взгляд на экономику такой же, как и в капиталистических странах. Именно по этой причине миллионы пенсионеров, людей преклонного возраста и мигрантов несут бремя нищенского существования, основные потребности которых не удовлетворены в полном объеме, среди которых потребности в пище, лекарствах, одежде, доме, работе и др. Поэтому, если общество имеет необходимость в удовлетворении потребностей каждого человека, то актуален вопрос о смене взгляда на жизнь и методе решения, в т. ч. экономических проблем.
Egor Egor 20 марта 2016, 17:45
"то актуален вопрос о смене взгляда на жизнь" ---- мне думается, что Богу Богово, а кесарю кесарево. Религия позиционирует себя прежде всего как связь со Всевышним, обретение которой изнутри преображая душу человека, через него проецируется на окружающий его мир и делает мир лучше. Главная задача религии не чтобы человек жил лучше, а БЫЛ ЛУЧШЕ. И на примере исламских стран мы видим, что экономика страны это совокупность множества исторических, ментальных, сырьевых и географических факторов и готового универсального рецепта нет. Хотя конечно статья выстроена не на аналитической фактуре, а в ключе прозелитизма.
