Динамику цен на нефть как реакцию на заморозку добычи нефти трудно прогнозировать, так как на рынок влияет множество факторов. Цель заморозки добычи —...
Читать далееНа рынке энергоресурсов назревает новый крупный скандал. Его инициатором выступил Антимонопольный комитет Украины, обвинивший местных трейдеров в сговоре. В поле его зрения попали сети АЗС премиум-сегмента - WOG, OKKO, Shell, SOCAR, синхронно повысившие на днях стоимость литра горючего сразу на 1 грн. "Это еще один факт практики указанных участников рынка относительно установления и поддержания на одинаковом уровне розничных цен на топливо, который может привести к ограничению конкуренции на рынке розничной реализации светлых нефтепродуктов", - так объяснили
в АМКУ свое видение ситуации.
По данным Антимонопольного комитета, по факту произошедшего он уже начал собирать доказательства, и после их анализа примет соответствующее решение. Если предположения комитета о согласованных действиях трейдеров подтвердятся, законодательство о защите экономической конкуренции позволяет ему оштрафовать каждого из нарушителей на сумму до 10% годового дохода (выручки). Учитывая, что речь идет о лидерах рынка, абсолютная цифра санкций может превышать сотни миллионов гривен.
Правда, до их уплаты вряд ли дойдет дело, потому что компаний уже есть успешный опыт оспаривания штрафов АМКУ в судах. На этот раз у них есть сразу два весомых аргумента для защиты своих позиций. Первая: рост котировок на нефтепродукты в оптовом сегменте (за последний месяц бензины подорожали более чем на 1 тыс грн/т, а дизель прибавил в цене сразу 2 тыс грн). Вторая - расчеты Министерства энергетики и угольной промышленности. Речь о математическом вычислении ведомством Владимира Демчишина так называемых индикативных цен на нефтепродукты. Эту бухгалтерию министерство ведет уже третий месяц, и все это время она показывает цены выше фактических на стелах АЗС. Свежий пример: по данным Минэнергоугля, в течение второй декады марта литр самого популярного топлива в стране - бензина А-95 - должен стоить 20,87 грн., а оправданная цена на дизельное топливо составляет 18,24 грн. В реальности средняя по стране цена на эти нефтепродукты составляет 20 и 17 грн за литр соответственно.
В этом смысле от математиков Демчишина нет никого толку, но сейчас, когда против компаний выступил АМКУ, они могут прикрыться министерскими расчетами. Такой пасьянс дает возможность сделать сразу два вывода. Первый сводится к бесперспективности расследования Антимонопольного комитета. Второй говорит о том, что власть, толкающая цены вверх усилиями Минэнергоугля и одновременно сдерживающая их угрозами АМКУ, фактически не имеет единой позиции, а значит - не контролирует этот рынок. Прежде всего, это плохие новости для потребителя, которого в любой момент может ждать ценовой "сюрприз".
Главное, что сейчас уберегает потребителя от резкого удорожания горючего - это боязнь трейдеров обвалить и без того просевшие объемы продаж.
В прошлом году, в сравнении с 2014 г., реализация нефтепродуктов в розничном сегменте сократились сразу на четверть до 3,1 млн т. Правда, в последнее время статистика уже показывает обратный курс. По данным консалтинговой группы "А-95", в прошлом месяце баланс украинского рынка светлых нефтепродуктов составил 504 тыс. т, что на 10% выше показателя февраля 2015 г. А это первый признак восстановления потребления. И если в марте эта тенденция закрепится, трейдеры будут раскованнее подходить к вопросам ценообразования.
Хотя многие из них начали расслабляться уже сейчас. С середины этой недели взятый премиум-сетями курс на повышение цен уже начали подхватывать их коллеги из эконом-сегмента во главе с группой "Приват". Пока что подорожание на этих заправках составило вдвое меньше брендовых - до 50 коп./л. Но даже этого шага хватило, чтобы повысить среднюю розничную цену по стране до 20 грн/л А-95 и 17 грн/л - дизеля.
