Международное рейтинговое агентство Moody’s прогнозирует спад ВВП России в 2015 году на 4%, в 2016 году — на 1%. Об этом, как передает агентство ТАСС,...
Читать далееЮнис Теймурханлы, «Гельвеция» Фото: РБК СПб
Он пояснил: объем бронирований на предстоящий летний период уже в разы превысил прошлогодние показатели, а в прошлом году был серьезный рост по отношению к позапрошлому сезону. На таком фоне было бы логично строить новые отели, но «инвесторы напуганы экономическим кризисом, очень дорогими деньгами и острым дефицитом «пятен» под строительство гостиниц в Петербурге». «Большой отель — это всегда очень капиталоемкий, длительный проект,
со сроком окупаемости от десяти лет, — рассуждает управляющий «Гельвеции», — правда, со стабильной выручкой и хорошим кэш-флоу. Без длинных и дешевых, в рублях, денег, вложения в этот бизнес неинтересны. А сроки окупаемости больших и недорогих гостиниц, необходимых сейчас петербургскому рынку, еще на 30-40 процентов длиннее, чем в случае премиальных отелей». К тому же, по словам Ю. Теймурханлы, владельцам отелей, открывшихся в 2008-2012 годах, не повезло — они вложили в строительство валютные ссуды — их сегодняшние страдания демотивируют потенциальных инвесторов. В итоге, как он полагает, к началу Чемпионата мира-2018 отельный рынок в Петербурге перегреется, а гостиницы, успевшие в предыдущие годы окупить инвестиции в строительство, заработают хорошую прибыль.
Самое резкое падение
Определенно негативный сценарий развития отрасли закладывает в свою стратегию завод «Иней», один из крупнейших на Северо-Западе производителей колбасных изделий. В текущем году мясопереработчики ожидают волны банкротств коллег по цеху и трудностей в сетевой рознице. «Считается, что девальвация с импортозамещением обеспечили успех производителям продуктов питания, но это не совсем так, — подчеркнула исполнительный директор завода «Иней» Виктория Михайлова. — Доля импортных составляющих в нашей продукции высока, поэтому издержки выросли, а спрос упал. В некоторых торговых сетях продажи колбасных изделий снизились на 15-20%; это самое резкое падение за последние 10-15 лет», — отметила она. Ретейлеры регионах реагируют на сокращение продаж увеличением торговых наценок, доводя их до 100%, так что, при отпускной цене в 300 рублей, колбаса на полках магазина может стоить 600 рублей за килограмм. Эти условия, сложившиеся еще в прошлом году, вскоре приведут к закрытию целого ряда производителей колбас и углублению кризиса в отрасли продовольственного ретейла, прогнозирует В. Михайлова.
Виктория Михайлова, «Иней» Фото: РБК СПб
Стратегических ответов на такие вызовы может быть, по большому счету, два: уход в нижние ценовые сегменты, с серьезной потерей качества продукции, и поиск новых рынков. «Иней» выбрал второй вариант: «мы намерены активно расширять присутствие в российских регионах, за пределами Северо-Запада, тесня более слабых местных конкурентов на полках сетевых магазинов», — говорит топ-менеджер «Инея». Как она поясняет, сетевая розница ужесточает требования к поставщикам — локальным производителям, в отличие от «Инея», для выполнения этих требований потребуется дорогостоящая модернизация. Производитель колбас уже реализует стратегию общероссийской экспансии, за счет чего компании пока удается расти.
Не ожидают от 2016 года серьезных перемен к лучшему и представители девелоперской отрасли — правда, надеются, что будет не хуже, чем годом раньше. «Сейчас ситуация тревожная — объем продаж в отрасли упал на 40-50% в сравнении с прошлым мартом, — констатирует генеральный директор ГК «Ярд» Андрей Кошкин. — Падение идет с лета 2015 года, но мы рассчитываем, что вскоре оно остановится — продажи стабилизируются; к этому есть предпосылки». Предпосылок к росту жилищного строительства в 2016 году нет, — считает А. Кошкин. По его словам, оживить строительный рынок может только существенное, до 7-9%, снижение ставки по ипотеке, чего вряд ли стоит ожидать.
Андрей Кошкин, ГК «Ярд» Фото: РБК СПб
Еще в прошлом году строители подготовились к спаду, закрыв все проекты, требующие длительной стройки на заемные средства. «Если же строительство началось, пути назад нет; только вперед — завершать и продавать, — отметил председатель совета директоров ГК Normann Виктор Сеппенен. — Наша стратегия в условиях спада — предлагать наиболее востребованный продукт, то есть квартиры небольшого метража, преимущественно на границе города и области». От девальвации, в отличие от промышленников, девелоперы ничего не выиграли — «даже при строительстве домов эконом-класса, импортная составляющая значительна», — подчеркнул В. Сеппенен.
Виктор Сеппенен, ГК Normann Фото: РБК СПб
Как считает Андрей Кошкин, подорожание доллара выше отметки 85 рублей вызовет новый спад продаж на жилищном рынке, и в этом случае умеренный сценарий жизни рынка в 2016 году сменится негативным.
Прекрасный изменчивый мир
«Мы изучили около 5 тысяч компаний, которые движутся рядом с нами или в нашей области, и построили стратегию, включающую десятки альтернативных вариантов», — рассказал генеральный директор компании VeeRout Михаил Кудинов. Его компания производит программные продукты для обеспечения логистики крупных компаний, обладающих автопарком в 200 и более машин. Такой бизнес зависит от скорости изменений технологий и моделей работы клиентов. «В последние 5 лет весь мир вкладывает деньги в разработку беспилотных автомобилей, которые сами, без водителей, передвигаются по дорогам соответствующего качества, — рассказывает предприниматель. — Например, Концерн Volkswagen в 2014 г. вложил в эти разработки 1,1 миллиарда евро, но пока ни он, ни другие, не создали модель, готовую для запуска в серийное производство».
