Некоторые вопросы по оснащению российской армии автомобильной техникой и укомплектованию войск подразделениями технического обеспечения (часть1)

Основное предназначение Армии и Флота – вооружённая защита Родины. Боеготовность ВС РФ неразрывно связана с проведением мероприятий автотехнического обеспечения войск. Эти мероприятия в ВС планируются и осуществляются Главным автобронетанковым управлением Министерства Обороны Российской Федерации (ГАБТУ МО РФ). Одной из важнейших задач, стоящих перед ГАБТУ МО РФ, является укомплектование войск автомобильной техникой и авторемонтными

мастерскими в соответствие их штатной структуре.

Так сложилось, что в настоящее время в списочном составе автомобильной техники ВС РФ отмечается значительная разномарочность.

Представитель Военно-научного комитета ВС РФ кандидат технических наук полковник И. О. Копчёнов, выступая на научно-практической конференции Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники (НИИЦ АТ) ВС РФ 20.11.2012 года отметил, что до 2020 года в войсках предусматривается использовать 41 базовую модель автотехники и более 60 её модификаций .

Из всего многообразия этих машин наибольший интерес представляют автомобили многоцелевого назначения, на базе которых, как правило, создаются автомобильные базовые шасси вооружения и военной техники.

Отдельное внимание необходимо уделить автомобилям производства Кременчугского автозавода (КрАЗ). Указанные машины нашли широкое применение в ВС СССР, а затем и в ВС РФ.

Следует полагать, что автомобили семейства КрАЗ должны сниматься с оснащения армии.

«Скорпион 2М» / Фото: www. nationaldefense. ru

На указанные машины устанавливается дизельный двигатель 0501 ADCR, разработанный в Польше. Очевидно, что в плане импортозамещения для этого автомобиля необходим другой мотор.

Одним из поставщиков автомобилей для ВС был Завод имени Лихачёва (ЗИЛ). Во времена СССР автомобили ЗИЛ выпускали и его филиалы. А именно, Читинский автосборочный завод, который специализировался на производстве машин арктического исполнения. В настоящее время этот завод по ряду экономических причин не работает. Другой филиал – Уральский автомоторный завод (УАМЗ). С 2004 года это предприятие было реорганизовано в Закрытое акционерное общество «Автомобили и моторы Урала» (ЗАО АМУР).

УАЗ-469 / Фото: www. uazbuka. ru

Это, в основном, машины транспортной группы эксплуатации, используемые для перевозки командного состава полкового и бригадного звеньев. Как уже отмечалось, указанные автомобили планируется заменить автомобилями «Скорпион 2М». Вместе с тем Ульяновским заводом в настоящее время выпускаются модификации машин «Хантер», «Патриот» и «Тигр».

Бронированные версии «Хантера» и «Тигра» находятся на оснащении ВС РФ. Но и небронированные образцы этих машин заслуживают должного внимания.

«Тигр» / Фото: vimpel-v. com

Так как ориентировочная цена бронеавтомобиля достигает 5 млн. рублей (здесь и далее цены сентября 2014 года) . А в сложившейся ситуации, в связи с санкциями, введёнными против России, представляется целесообразным в тыловых частях, а так же в частях, которые по боевому предназначению не будут применяться на переднем крае, использовать небронированные автомобили «Хантер», «Патриот» и «Тигр».

Автомобили медицинских подразделений и частей также заслуживают отдельного внимания. В этих подразделениях и частях широко применяются машины типа УАЗ-452А (УАЗ-396292), которые явно устарели технически и морально. Для их замены могут быть использованы машины, разработанные ЗАО АМУР - автомобили «Торос».

Урал-5323 (8х8) / Фото: carspravka. ru

Наибольшее развитие из них получили автомобили Урал-5323 (8х8). Так Урал-532301/02 являлся бортовым; Урал-53236 предназначен для монтажа инженерного оборудования (понтонного парка ПП-91), а на базе шасси Урал-53236 разработана ремонтно-эвакуационная машина колёсная лёгкая (РЭМ-КЛ) – для эвакуации автомобильной техники и вооружений массой до 16 тонн и для выполнения простейших текущих ремонтов. Следует отметить, что на автомобиле Урал-532303 была установлена сварная цельно бронированная кабина.

Кроме того, начиная с 2004 года на этих автомобилях стали устанавливать более мощный дизельный двигатель ЯМЗ-7601.10.В 1998 году был разработан первый безкапотный автомобиль Урал-6361 (6х6), и началось его серийное производство

«Тайфун-У» / Фото: topwar. ru

Однако, в современной непростой обстановке, как очевидно из материалов Уэльского саммита стран НАТО, представляется недопустимым считать, что семейство машин «Мотовоз» перестало быть актуальным. Создание опытных образцов «Тайфун-У» показало, что каждая машина будет дороже в несколько раз, по сравнению с небронированными машинами. Поэтому новыми образцами автомобилей целесообразно укомплектовывать подразделения и части, которые предназначены в боевой обстановке действовать в непосредственном соприкосновении с противником.

Далее перейдём к рассмотрению вопросов, связанных с производством машин, на Камском автомобильном заводе (КамАЗ).

Завод приступил к производству автомобилей в 1969 году и последовательно работает над созданием защищённых автомобилей для армии.

После выхода в свет Постановления Правительства СССР № 721-161 от 24.06.87 года создали семейство «Мустанг». К этому семейству относятся автомобили КамАЗ-4350, КамАЗ-5350 и КамАЗ-6350 с колёсными формулами, соответственно, 4х4, 6х6 и 8х8. Всё семейство оснащено унифицированной кабиной со скрытым противопульным бронированием.

«Тайфун-К» с колёсными формулами 4х4, 6х6 и 8х8 / Изображение: Денис Мокрушин

Летом 2013 года опытные партии этих машин были выпущены. Отличительной особенностью данных машин является применение впервые в России керамического бронирования, в перспективе – применение боестойких шин. На предприятии работают и над созданием линейки двигателей: рядная шестёрка, V-образная восьмёрка и двенадцати цилиндровый – всё дизельные двигатели мощностью 750-1000 лошадиных сил. Для применения машин семейства «Тайфун-К» на укомплектование ВС РФ могут быть использованы те же принципы, что и описанные выше применительно к семейству машин «Тайфун-У».

Следующим этапом развития военных КамАЗов стала разработка семейства автомобилей повышенной грузоподъёмности «Торнадо». Это - многофункциональные шасси предназначенные для монтажа вооружения и военной техники (ВВТ) массой от15 до 24 тонн и для буксировки специальных и транспортных прицепов массой до 85 тонн.

При рассмотрении вопросов оснащения частей и соединений автомобилями следует отметить, что для укомплектования частей Оперативного Тыла, с точки зрения экономического развития страны, подходят автомобили многоцелевого назначения небронированные или с частичным бронированием кабины. Такие уже применяются в войсках начиная с афганских событий.

В подтверждение этой мысли можно привести пример проводки первых двух караванов гуманитарных конвоев силами до автотранспортного батальона в Донбасс. При соответствующей организации охраны путей подвоза конвои дважды успешно и без боевых потерь добирались до пунктов назначения по территории, подвергающейся огневому воздействии артиллерией и авиацией противника.

При этом, как представляется автору, наибольшее внимание в этом вопросе следует уделить Западному, Дальневосточному театрам военных действий (ТВД) и арктическому направлению. Свидетельством этому могут служить материалы Уэльского саммита НАТО, материалы совещания руководителей стран СНГ в Минске, проведённого в октябре 2014 года. Из этих материалов вытекает, что России придётся отражать возможную агрессию.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение возможностей отечественного моторостроения с учётом остро ставшей необходимости импортозамещения при создании образцов ВВТ. В России на рассмотренных выше автомобилях применяются двигатели практически одного завода – ОАО «Автодизель», построенного в 1916 году. Это ОАО вошло состав в «Группу ГАЗ». Конечно это – могучее предприятие. Но оно – одно.

Общеизвестно, что и в СССР ощущалось нехватка мощностей и ассортимента моторного производства. Было принято решение о строительстве автомоторного производства в Казахстане, в городе Кустанае (ныне - Костанай) , на котором намеревались производить дизели по лицензии, выкупленной у западногерманской фирмы Хумбольт-Дойтц. Эти двигатели до сих пор считаются лучшими.

Отсюда вывод о необходимости задуматься над обеспечением надёжности всего автопрома. Так как наличие автомоторного производства для армейских машин только в одном из городов нашей Родины в условиях войны может поставить под сомнение выпуск техники. Рассмотрев вопросы производства автомобилей и укомплектования ими ВС РФ, представляется возможным перейти к рассмотрению вопросов, связанных с наличием и возможностью применения в войсках гусеничной автомобильной техники многоцелевого назначения.

Окончание следует.

Используемая литература:

1. Юрий Авдеев. Статья в газете Красная Звезда от 20 ноября 2012 года.

2. Сайт http://ru. wikipedia. org>АМУР(автозавод).

3. Газета Правда УрФО от 15.12.2014 года.

4. Сайт http://www/zr/ru/content/articles/586035-sts-tigr-v.

5. Постановление Правительства РФ от 11 сентября 1998 года №1091.

6. Энциклопедия. «Оружие и технологии России». Том 16. «Военная автомобильная техника».

7. Сайт http://русская-сила. рф/guide/army/tr/.

8. Энциклопедия. «Оружие и технологии России». Том 16. «Военная автомобильная техника».

9. Сайт http://www. kamaz. ru//ru/vehicle/caps. 10. Сайт http://русская _сила. рф>Русская Сила>Мустанг.

11. Юрий Авдеев, Технический облик военного автомобиля многоцелевого назначения ХХ1 века. Газета Красная Звезда от 20 ноября 2012 года.

12. Сайт vpk. naim>news/9071_oao_kamaz…avtomobilei_tornado.

13 Сайт http://www/wiki-miass/ru/index/php/%DO%90%DO’.

14. Сайт http://army. lv/?id=71&s=253.

15. Сайт http://army. lv/ru/gt-mu-1d/742/70.

16. Сайт http://girtek. ru/teknika/gusi/gaz (здесь и далее цены на технику приведены по данным за сентябрь 2014 года).

Теги: Автомобили, гусеничные машины, машины многоцелевого назначения, предприятия автомобильной промышленности, снегоболотоходы, театр военных действий, восстановление, ремонт, эвакуация машин, потери техники, вооружение, обеспечение, автомобильное имущество

12.04.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика