Как стать архитектором обновленной планеты _ gazeta. ee

В Нарвской Ваналиннаской государственной школе завершился проект, который осуществлялся педагогами Эстонии и Исландии в течение двух лет. Учителям предстояло ввести в предметы старших классов средней школы изучение понятия устойчивого развития.

Как отмечается во введении методического пособия, изданного в результате проекта, обычно концепция устойчивого развития находит отражение в естественных науках, но ему нужно учить в рамках самых разных дисциплин. А роль гуманитариев как раз и состоит в том, чтобы разработать видение того, как должно выглядеть наиболее

Разработчики

пособия предлагают всем, кто пожелает, стать архитекторами обновленной планеты

Фото Ирины Кивимяэ

экологически устойчивое будущее. Создать другую идеологию и систему ценностей, другой подход к каждому предмету, который будет способствовать процветанию окружающей среды и человечества. Словом, разработчики пособия предлагают всем, кто пожелает воспользоваться их рекомендациями, стать архитекторами обновленной планеты.

Работа над совместным эстонско-исландским проектом началась два года назад. Партнерами в нем стали две эстонские школы (Нарвская Ваналиннаская государственная школа и Таллиннский Ыйсмяэский русский лицей), а также одна школа из Исландии (Kopavogur Grammar School). В проекте участвовали преподаватели, но ориентирован он был, естественно, на их учеников. Как основной школы, так и гимназической ступени. В результате двухлетней работы в печать вышла очень интересная книга. Ее получил в подарок каждый участник встречи, приуроченной к завершению проекта.

Встречи в «виртуале» и наяву

Завуч Ваналиннаской школы Александра Кузьмина разъяснила, почему главной темой проекта было выбрано устойчивое развитие. Именно через эту тему с помощью обмена опытом с другими школами решили повысить квалификацию учителей. Именно её предстояло внедрить в предметы социального цикла и в языковые дисциплины, а также использовать в сквозных темах на разных предметах. Эти темы и уроки учителя трех школ разработали сами. А результатом их труда и стал сборник, включающий примеры заданий и рекомендации для проведения занятий для обучения понятию устойчивого развития.

Партнеры проекта побывали в гостях друг у друга. В общей сложности состоялись четыре «живые» встречи. Также общались по Интернету и электронной почте. Была создана интернет-страница проекта. Проходили открытые уроки, на которых учителя языков и социального цикла (природоведения, географии, экономики, истории, обществоведения) уже начали отрабатывать собранный общими усилиями материал. А осенью прошлого года под Тарту прошел лагерь, на котором были отобраны те разработки, которые легли в основу книги. Последний раз партнеры по проекту встретились в феврале этого года.

Любовь к планете – на уровне привычки

Цель всех размещенных в сборнике рекомендаций по проведению уроков и использованию в межпредметных связях лучшей практики сводится к одному — поиску путей и способов сохранения планеты Земля для возможности жизни на ней последующих поколений. Необходимо, считают учителя, на уровне привычек формировать у людей ответственность за свои действия перед будущими жителями. Причем концепция устойчивого развития предполагает не простое декларирование этой самой ответственности, а соответствующее поведение.

Не секрет, что в повседневной жизни мало кто из нас задумывается о таких вещах, как, например, угроза миру глобального потепления. А обращение на уроках к темам экономии электричества, замены топлива на более экологичное и прочим, иногда неожиданным, проблемам заставляет учеников задумываться о мире, в котором они живут, и о том, что необходимо для его сохранения. А может быть, даже «лечения».

Пилотные — значит первые

Все задания и рекомендации, вошедшие в сборник, прошли обкатку и тестирование. Тесты проводили, можно считать, ученики вышеназванных школ. Они же и были тестируемыми. Так, ребята изучали исчезнувшие с лица Земли человеческие цивилизации и делали выводы о том, чему их исчезновение может научить современных людей. Составляли портрет своего современника и фантазировали о его возможном будущем этак через полвека. Изучали самые загрязненные места на планете. Учились определять ценность вещей, необходимых для жизни человека. Размышляли о том, какая пища является здоровой, а какая — нет. Рассуждали о равнодушии и об активной жизненной позиции. Учились определять, что зачастую за низкой стоимостью тех или иных товаров стоят, по сути, рабский труд (иногда детский) и жестокая эксплуатация человека человеком. Предлагали свои варианты планировки города, свои бизнес-идеи. Учились критически осмысливать информацию, почерпнутую в СМИ. Осуждали такие современные явления в обществе, как экономическое неравенство, различные людские пороки.

Мыслят на разных языках

В Нарвской Ваналиннаской школе, где ребята изучают два языка как родные (русский и эстонский) и еще два как иностранные (английский и немецкий), обращение к сквозным темам, разработанным педагогами двух стран, является еще и поддержкой в освоении лексики на изучаемых языках. Собственно материалы в самой книге представлены на трех языках — эстонском, английском и русском. Это позволяет использовать материалы книги в самых разных странах педагогам, работающим на самых разных языках. Как отметила на встрече по случаю презентации сборника преподаватель английского языка Анна Федюхина, чьи разработки также имеются в пособии, работа в проекте помогла ей самой лучше понять значение термина «устойчивое развитие». Анна рассказала о том, что вся деятельность учащихся по сквозным темам проводится в группах, объяснила, как работает интернетовский блог проекта.

На уроках английского языка ребята выясняли, почему исчезли с лица земли те или иные народности, что в их организации было неустойчивым. Проводили мини-исследования с помощью Интернета. Работать во Всемирной паутине школьникам помогают ссылки, что даются в каждой главе сборника. Учитель рассказала, что дети были поражены новостью о том, что цивилизации изживают себя. Ведь в их понятии, конечна только жизнь отдельного человека, но не общества в целом. Педагог рассказала, что новая форма обучения, при которой не учитель перекладывает мысли из своей головы в головы учеников, а самостоятельные исследования, поиск информации в книгах и Интернете, повышает мотивацию школьников к учебе, к изучению языков и расширению кругозора.

Объездили половину Европы

О работе педагогов над проектами рассказала директор школы Татьяна Степанова.

Татьяна Степанова:

– Когда Нарвская Ваналиннаская государственная школа открывалась, а это было 16 лет тому назад, немногие пророчили ей долгое будущее. Были люди, считавшие саму школу проектом, который продлится недолго, несколько лет. Потом скептики отодвигали время, отведенное якобы для деятельности школы, до первого выпуска. После первого выпуска основной школы и открытия гимназической ступени они же говорили, мол, поживем до первого выпуска гимназии…

Основное направление, по которому работает школа — внедрение в обучение методики языкового погружения. Но одного этого для развития учебного заведения было мало. Поэтому мы искали разные варианты развития школы и ее педагогов. Одним из таких вариантов стала проектная деятельность. Учителя, работая над своими проектами, достаточно много ездили по разным странам. Все вместе взятые мы объехали, наверное, большую часть Европы (Испания, Италия, Польша, Чехия, Болгария, Исландия, Турция, Румыния, Словакия, Словения…)

На данный момент в школе осуществляются три проекта для учеников и учителей, в которых в общей сложности участвуют порядка 18-ти стран. Один из них проводится на немецком языке, который в нашей школе изучается как второй иностранный. И два проекта, направленных на гимназистов и учеников основной школы, а также на детей с особыми потребностями, проводятся на английском языке.

Сборник, предлагаемый вашему вниманию, получился по объему в два раза больше, чем предполагалось изначально, и составил 192 страницы форматом А4. Так много тем нашли учителя и создали варианты связанных с ними разработок.

Россияне оценили по достоинству

На международном педагогическом форуме, прошедшем недавно в Екатеринбурге, руководитель Центра неформального обучения молодежи Елена Лохматова представила сборник, разработанный эстонскими и исландскими педагогами в ходе совместного проекта.

По словам Елены Лохматовой, презентация сборника в России произвела настоящую сенсацию. Российские педагоги высоко оценили важность поднимаемых в пособии проблем в формировании граждан нового поколения.

Фото: Ирина Кивимяэ

17.06.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2025 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика