Сенаторы готовятся к бюджетной реформе. «мы вынуждены нагружать субъекты» _ риа федералпресс бизнес 3d печати

Сенаторы готовятся к бюджетной реформе. «мы вынуждены нагружать субъекты» _ риа федералпресс бизнес 3d печати


Региональные бюджеты могут пополнить уже в 2017 году


Российские регионы уже в 2017 году могут рассчитывать на серьезные изменения финансовых отношений с федеральным центром. Ожидается, что это станет возможно после инвентаризации полномочий, переданных регионам. С кризисом вопросы финансирования даже первоочередных обязательств обострились в большинстве субъектов. Что заставило федеральные власти по-новому взглянуть на проблему. Что ждет российские регионы после инвентаризации полномочий – в материале «ФедералПресс».


Вопрос межбюджетных отношений во взаимодействии регионов и федерального центра с каждым годом все больше обостряется: субъектам не хватает

средств для исполнения полного перечня возложенных на них полномочий. Вице-премьер Дмитрий Козак в одном из своих выступлений заявил, что «уровень дифференциации такой, что в большинстве субъектов Российской Федерации просто безнадега».


На протяжении последних минимум десяти лет вопрос сбалансированности бюджетов неоднократно ставился в Совете Федерации. В палате регионов считают, что существующую сегодня в стране региональную политику нельзя назвать эффективной: из 85 субъектов донорами являются только восемь, остальные – дотационные, а в ряде случаев, депрессивные территории. Все это подтолкнуло федеральные власти к проведению в текущем году инвентаризации полномочий, возложенных на регионы Москвой. Предварительные ее результаты уже известны.


Так, по словам Дмитрия Козака, сегодня законодательством на субъекты возложено более 630 полномочий. Однако понятен порядок финансирования только 107 из них, а статус более 500 полномочий не определен: не ясно, чьи они и кто их должен финансировать. «По умолчанию» эти функции вынуждены выполнять регионы, которые ежегодно тратят порядка 6 трлн рублей.


Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский признал, что «центр» постоянно нагружает регионы все новыми полномочиями, не обеспечивая их финансово. Впрочем, делается это не во вред: по словам сенатора, «сама жизнь усложняет, увеличивает количество полномочий». «Мы постоянно незаметно вынуждены догружать регионы, - отметил сенатор. – Вроде бы иногда речь идет о мелочах, но в конечном счете оказывается, что набор полномочий для регионов уже такой большой, что у них не остается возможности планировать свои бюджеты, которые расписаны, и у губернаторов и парламентов не остается свободы, чтобы принять решения по тем или иным направлениям приоритетного развития».


Другая серьезная проблема, существующая сегодня, - позднее распределение и предоставление межбюджетных трансфертов (субсидий) субъектам: как правило, это делается в конце финансового года, и регионы просто не успевают использовать выделенные средства. Так, согласно официальным сведениям Счетной палаты России, по состоянию на 1 января этого года, например, Подмосковье вынуждено было вернуть в федеральный бюджет более 17,7 млрд рублей из выделенных 22,5 млрд рублей, Архангельская область – 300 млн рублей из 474,6 млн рублей, Крым – 5,2 млрд рублей из 8,4 млрд рублей, Свердловская область – 611,9 млн рублей из 1,1 млрд рублей, Пермский край – 1,6 млрд рублей из 2,05 млрд рублей.


Затягивание перечисления средств в регионы называет одной из главных проблем бюджетной политики страны депутат Госдумы Оксана Дмитриева. «Инвестиционные субсидии приходят в конце года. Для федерального бюджета это излюбленный расход: в ноябре-декабре правительство выясняет, что у него много доходов, но на федеральном уровне их уже использовать никак нельзя, кроме как вложить в уставные фонды различных акционерных обществ или дать субсидии регионам, которые могут их использовать на следующий год на те же цели. Но они учитываются как остатки», - отметила Дмитриева.


Такие проблемы, по словам депутата Госдумы Михаила Сердюка, возникают чаще всего в связи с тем, что отсутствует синхронизация между целевыми программами и бюджетами регионов с федеральной казной. «В 2014 году закончилось действие концепции межбюджетных отношений, и два года мы живем даже вне рамок этой концепции. О механизмах стимулирования вообще речи не идет», - отметил Сердюк.


Парламентарий считает, что с помощью инвентаризации «хотят в ручном режиме заставить наводить порядок». «Не исключена ситуация, что у кого дисциплина лучше, у тех меньше заберут, - говорит Михаил Сердюк. – Если увидят, что какой-то регион регулярно закладывает себе средства по тем или иным программам, но не использует их, к нему возникнут вопросы той же Счетной палаты, Минфина».


Ожидается, что результатом инвентаризации станет конкретное решение о статусе всех полномочий и источниках их финансирования: или это будут собственные полномочия регионов, или это будут федеральные полномочия, подкрепленные соответствующими субсидиями. По мнению сенатора Баира Жамсуева, при принятии решения нужно учитывать в первую очередь особенности регионов, в том числе плотность населения и финансовую обеспеченность, отдаленность от федерального центра.


С этой позицией согласна и глава Счетной палаты Татьяна Голикова. В комментарии «ФедералПресс» Голикова отметила, что в условиях большой протяженности страны и достаточно высокого уровня дифференциации доходов и расходов, а, как следствие, - разного уровня жизни, говорить о справедливом распределении поступлений в федеральную казну и бюджеты регионов крайне сложно. «Ключевым является другое – правильно выстроить полномочия регионов и максимально правильно обеспечить их собственными доходами, - отметила глава Счетной палаты. – Никто не говорит, что сбалансированность между полномочиями и доходами всегда будет. Конечно, будет “некрашеная” финансовая помощь, но ее механизмы (дотации на выравнивание и на сбалансированность) нужно менять».


Инвентаризация, которую начало правительство, по мнению сенатора Валерия Рязанского, позволит определиться с дальнейшими действиями. «Если полномочия для регионов являются неподъемными, надо будет их забирать на федеральный уровень, а какие-то полномочия дофинансировать с федерального уровня налоговыми поступлениями, либо оставить часть доходов в регионах для выполнения этих функций.


В свою очередь, глава комитета Совета Федерации по федеративному устройству Дмитрий Азаров говорит о том, что после проведения инвентаризации полномочий станет понятно, нуждается ли в корректировке бюджетный кодекс. «Разговаривать о деньгах и каких-то пропорциях невозможно без проведения полной инвентаризации полномочий регионов и органов местного самоуправления. Есть предметы совместного ведения, есть большое количество полномочий, переданных без соответствующего финансового сопровождения, - отметил Азаров. - Говорить о какой-то пропорции без того, чтобы не посчитать все полномочия, без оценки стоимости этих полномочий, без отношений различных регионов невозможно: бюджеты в разных субъектах тратят разные деньги – разница достигает 45 раз».


Стоит отметить, что еще до окончания инвентаризации в 2016 году Минфин намерен реализовать ряд мер для обеспечения сбалансированности бюджетов (речь, в частности, идет об изменении долговой политики, то есть о бюджетном кредитовании) и совершенствовании системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы.


Работа по инвентаризации бюджетных полномочий и оценке их «стоимости», как говорят в Совете Федерации, должна быть завершена уже в этом году. Пока собеседники агентства воздерживаются от комментариев по поводу сроков изменения бюджетного законодательства в части межбюджетных отношений, но надеются, что уже в следующем году начнутся заметные подвижки.



Сенаторы готовятся к бюджетной реформе. «мы вынуждены нагружать субъекты» _ риа федералпресс бизнес 3d печати

12.07.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика