Общий объем экспорта из России в 2015 году снизился в сравнении с 2014 годом на 31%, до 343,4 млрд долларов. Так, из-за снижения цены на нефть ее пост...
Читать далееЦены на моторное топливо в россии превысили европейские - известия финансы выполняют функции
Фото: REUTERS/Maxim Shemetov
После роста нефтяных цен экспортный паритет разогнал российские цены на топливо. Премиальный внутренний рынок уже вынудил российских производителей снизить поставки за рубеж. Эксперты полагают, что из-за увеличения внутренних поставок цены на моторное топливо в скором времени скорректируются.
По данным информационно-аналитического центра (ИАЦ) «Кортес», за прошедшую неделю розничные цены на бензин в России выросли в среднем на 8 копеек. Аи-92 и Аи-95 поднялись до 34,78 рубля и 37,64 рубля за литр соответственно. За прошедшую неделю наибольшее подорожание бензина марки Аи-92 зафиксировано в Центральном федеральном округе
— на 11 копеек, до 34,15 рубля за литр.
Средние биржевые цены на Аи-92 составили 40,324 тыс. рубля за 1 т, что на 170 рублей выше, чем неделей ранее. Средние оптовые цены на Аи-92 выросли на 64 рубля — до 40,569 тыс. рубля за тонну.
Литр бензина марки Аи-95 также сильнее всего подорожал в Центральном федеральном округе — на 11 копеек, до 37,13 рубля. Средние биржевые цены на Аи-95 составили 42,599 тыс. рубля за тонну, что на 311 рублей больше, чем неделей ранее. Средние оптовые цены выросли на 308 рублей — до 42,190 тыс. рублей за тонну.
Стоимость тонны авиационного керосина в аэропортах России за неделю увеличилась на 171 рубль и составила 40,223 тыс. рублей за 1 т. При этом с начала года цена тонны керосина снизилась на 6,6%. Средняя цена дизельного топлива (летние сорта) за неделю выросла на 4 копейки и составила 35,34 рубля за литр.
В начале июня на растущей нефти на западных площадках стали расти цены на нефтепродукты. Это заставило российских производителей увеличить экспорт. Как отмечают эксперты агентства «Аналитика товарных рынков», на прошедшем 15 июня в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России заседании Биржевого комитета детально обсуждалась ситуация с производством автобензина и его отгрузками на внутренний рынок и на экспорт.
У представителя ФАС России возникли вопросы к нефтяным компаниям из-за отставания производства и отгрузки на внутренний рынок автобензина четвертого и пятого классов от плана, а также из-за роста объемов экспорта «классового» бензина в июне 2016 года по сравнению с таким же периодом прошлого года. Кроме того, ФАС запросила объяснения у двух нефтяных компаний относительно экономической целесообразности экспорта собственного автобензина и закупки стороннего ресурса на биржевых торгах.
Увеличение экспорта, в свою очередь, спровоцировало рост цен на российском рынке. Именно они и стали мотором повышения биржевых индексов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), в первую очередь на экспортные товары — дизельное топливо, авиакеросин и мазут.
Как отмечают эксперты СПбМТСБ , сейчас в дизельном сегменте, как и ожидалось, энергия роста в виде спрэда между внутренними ценами и нетбэком (экспортная рыночная стоимость товара без учета транспортных расходов, логистики и экспортных налогов) исчерпана. К настоящему времени внутренний рынок сформировал премию экспортерам более 1 тыс. рублей за тонну. Таким образом, поставщик внутреннего рынка получает на эту сумму больше прибыли, чем экспортер.
По словам генерального директора агентства «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова, ситуация, когда экспортные цены ниже внутренних, не нова.
— Такое происходит достаточно часто. Рост цен на нефтепродукты в Европе подтолкнул стоимость российских моторных топлив, однако потом цены на нефть упали и в Европе стоимость нефтепродуктов стала снижаться быстрее, чем в России. Если внутренний рынок будет устойчиво премиальным, нефтяные компании могут увеличить предложение июльских партий бензина и дизтоплива на рынке России. Это, в свою очередь, будет препятствовать дальнейшему удорожанию товара на внутреннем рынке, — пояснил собеседник.
К тому же, как отмечают аналитики биржи, в связи с повышением экспортной пошлины на дизель с 1 июля на $6,1 за 1 т, до $38,30, и совпавшим по времени снижением нефтяных котировок премия рынка вырастет до 1,5–2 тыс. рублей за тонну, что вполне достаточно для удерживания товара на внутреннем рынке.
Напомним, что пошлина также вырастет и на на светлые нефтепродукты на $5,8, до $32,2 за тонну, на темные — $11,9, до $66. А на экспорт товарного бензина повысится на $8,9, до $49,1 за тонну.