За девять месяцев прошлого года валовые страховые премии по страхованию жизни увеличились на 35,4% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, а ст...
Читать далееО вызовах и потенциале роста рынка страхования — rambler news service кредиты челиндбанка
По итогам I квартала 2016 г. страховой рынок показал неплохую динамику по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По сравнению с I кварталом 2015 г. прирост сборов составил 12,8%, или 34,2 млрд руб. Конечно, здесь существенную роль сыграл эффект «низкой базы»: I квартал прошлого года, пожалуй, самый провальный период за несколько лет. А сейчас и вся экономика демонстрирует некоторые признаки оживления; это отражается и в небольшом, но все же росте кредитования, спроса на другие финансовые услуги и страхование. Пока что это неустойчивый рост, но при стабилизации макроэкономических параметров и переходе к экономическому росту от падения
в прошлом году и текущей стагнации мы увидим и ускорение роста страхового рынка.
Прошлый год продемонстрировал небольшой прирост взносов (чуть более 3%), однако если бы не повышение тарифов ОСАГО, рынок бы упал в абсолютном выражении более чем на 2%. Ключевым драйвером роста в I квартале 2016 г. стало не ОСАГО (эффект повышения тарифов уже почти исчерпан), а страхование жизни (+18 млрд руб./+77,3% к I кварталу 2015 г.). ОСАГО, конечно, тоже подросло (+12,9 млрд руб./+35,4% к I кварталу 2015 г.), но слабее, чем в 2015 году. Рост страхования жизни был обеспечен за счет, прежде всего, некредитных продуктов — ИСЖ, продаж классического страхования жизни через банки. И это очень позитивный момент: если еще несколько лет назад страхование жизни было почти на 2/3 привязано к кредитам, то сейчас соотношение не просто поменялось, но и стало более существенным преобладание некредитного страхования жизни. Хотя продажи все равно осуществляются через банки — и это часто клиенты, представляющие средний класс, имеющие сбережения, стабильный доход, это очень привлекательная клиентская база для страховщиков, залог будущего роста рынка. Самое главное — качественного роста, не конъюнктурного.
Что происходит на других сегментах? Падение не первый год наблюдается в автокаско: спад в I квартале 2016 г. составил –6,6%, или –2,8 млрд руб., по сравнению с I кварталом 2015 г. Вряд ли стоит ожидать роста продаж автомобилей в этом году — все прогнозы негативные. Соответственно, и автокаско останется падающим сегментом рынка.