Экспортные стратегии несырьевого бизнеса_ новые подходы и инструменты поддержки федулова с ф финансы

Экспортные стратегии несырьевого бизнеса_ новые подходы и инструменты поддержки федулова с ф финансы


12 июня 2016 г. Экспортные стратегии несырьевого бизнеса: новые подходы и инструменты поддержки


Одним из направлений деятельности «Деловой России» является продвижение интересов российских несырьевых компаний и содействие их экспортной активности. Здесь можно выделить два основных вектора. Во-первых, бизнес-объединение участвует в выработке мер госполитики в данной сфере. «Деловая Россия» системно сотрудничает с профильными министерствами и ведомствами, в первую очередь с Минэкономразвития, Минпромторгом, Евразийской экономической комиссией, а также с институтами развития – нашими партнерами – Агентством

стратегических инициатив, Российским экспортным центром, Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства и др. «Деловая Россия» участвовала в разработке, а теперь и в реализации дорожной карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».


Во-вторых, организация изучает возможности для внешнеэкономической деятельности на рынках конкретных стран и продвигает экспортные проекты отечественных компаний. Эта работа ежедневно проводится в международной дирекции с помощью наших партнерских организаций, на площадках международных форумов, выставок, в формате бизнес-миссий и бизнес-платформ. К ней подключены наши бизнес-послы. Мы сотрудничаем с 76 иностранными партнерскими организациями и международными объединениями бизнеса, которые можно рассматривать в качестве «точек входа» на зарубежные рынки. Заинтересованные в международном сотрудничестве представители «Деловой России» интегрированы во внешнеэкономические площадки, межправительственные комиссии, стратегические группы.


В последнее время внимание к перспективам несырьевого экспорта российских компаний и механизмам его поддержки заметно возросло. Наиболее часто к причинам этого интереса относят открывшиеся в связи с девальвацией национальной валюты возможности и заинтересованность финансового блока правительства России в недопущении значительного укреплении курса рубля, а также сужение внутреннего спроса.


Кроме того, мы ожидаем отдачи от мер, принятых в прошлом году в целях развития инфраструктуры сопровождения и поддержки экспортных проектов: реформирования деятельности торговых представительств России, а также создания в структуре Внешэкономбанка «единого окна» по финансовой и нефинансовой поддержке экспорта - АО «Российский экспортный центр». Свой положительный эффект должны дать прошедшие в прошлом и текущем годах представительные бизнес-миссии.


Немного статистики: в 2015 году физический объем российского несырьевого экспорта увеличился на 4,9%. При этом экспорт промышленной продукции с высокой степенью обработки вырос в физическом выражении на 33,4%, инновационных товаров - на 11,7%. По итогам 2014 и 2015 годов отмечен рост доли несырьевого экспорта в совокупном объеме российского экспорта. Она достигла 54%. Все эти факты можно считать доказательством интереса и возможностей российского бизнеса в реализации экспортных стратегий.


Вместе с тем имеются базовые предпосылки, позволяющие рассматривать увеличение несырьевого экспорта нашей страны как долгосрочный феномен вне девальвационного эффекта. Впервые в новейшей истории России комплекс мер поддержки экпортно ориентированного отечественного бизнеса встраивается в рамки государственной промполитики, нацеленной на создание новых конкурентоспособных производств. Ведь очевидно, что прежде чем что-то продать за рубеж, нужно это произвести.


Интересно отметить: так сложилось, что реализации экспортных стратегий российского бизнеса в немалой степени помогает курс на импортозамещение, взятый руководством страны в 2014 году. Сначала, в ходе кризиса 2008-2009 годов, было осознано, что страна мало что производит. Была объявлена политика новой индустриализации, принят Федеральный закон «О промышленной политике в РФ», определивший ее основной инструментарий. Далее в связи с санкциями высветилась опасность повышенной импортозависимости в большинстве секторов промышленности. Были сформированы отраслевые планы мероприятий по импортозамещению, принята нормативно-правовая база, регламентирующая конкурсные механизмы содействия модернизации и созданию новых конкурентоспособных производств. Среди основных инструментов можно выделить следующие:


- 5%-ные займы Фонда развития промышленности;


- субсидии из федерального бюджета российским организациям на проведение НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности;


- субсидии из федерального бюджета на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов;


- механизм специальных инвестиционных контрактов.


Кроме того, на повышение инвестиционных возможностей и реализацию проектов модернизации нацелены гарантийные и кредитные продукты Корпорации МСП.


Подчеркну, что все перечисленные инструменты в равной степени применимы как к новым производствам, продукция которых найдет сбыт внутри страны, так и к экспортным проектам. Среди критериев поддержки новых проектов – принцип лучших доступных технологий, производство продукции, которая не уступает или превосходит импортные аналоги, создание инновационной продукции. Речь идет о производстве продукции, конкурентоспособной на внешних рынках. Таким образом, на текущем этапе можно говорить о том, что задача импортозамещения эволюционировала в целевой ориентир экспортно ориентированного импортозамещения (в том числе благодаря усилиям «Деловой России»).


Не следует забывать, что в России сформирована система мер поддержки собственно экспортёров. Назову основные инструменты:


- по линии Минпромторга - предоставление субсидий российским организациям-экспортерам промышленной продукции на возмещение части затрат на уплату процентов по полученным кредитам;


- по линии Минэкономразвития - в рамках программы поддержки субъектов МСП предоставление грантов начинающим экспортерам, субсидий на внешнеэкономическую деятельность, открытие зарубежного филиала, компенсацию затрат по экспорту товаров, работ и услуг;


- кредиты ГК «Внешэкономбанк» иностранным организациям на финансовое обеспечение контрактов, связанных с приобретением высокотехнологичной продукции, производимой в России;


- кредиты и гарантийные механизмы Росэксимбанка;


- страхование ЭКСАР.


Опорным государственным институтом поддержки экспорта стало АО «Российский экспортный центр», являющееся единственным акционером АО «Росэксимбанк» и АО ЭКСАР, а также представляющее собой «единое окно» для работы с экспортерами в области финансовых и нефинансовых мер поддержки, включая взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами.


Вся система инструментов поддержки образует так называемый инвестиционный лифт. Конечно, в силу объективных причин финансовое наполнение инструментов содействия новым производствам и поддержки экспортёров ограничено. Вместе с тем данные механизмы нацелены но то, чтобы проекты становились привлекательными для банковского сектора и частных инвесторов. Здесь следует учесть, что солидные возможности кредитования экспортных проектов есть у крупных банков с госучастием, таких как Сбербанк, ВТБ и ряда крупных коммерческих банков. Таким образом, эффективное и гибкое использование всей системы государственных нефинансовых и финансовых инструментов, а также банковских продуктов вполне способно создать критическую массу успешных проектов по производству и экспорту конкурентоспособной продукции, в том числе машинотехнической и инновационной продукции, и далее сформировать поток таких проектов.


Каковы в описанном выше контексте задачи «Деловой России»?


Во-первых, в организации и проведении в рамках постоянных консультаций с членами «Деловой России» независимого мониторинга эффективности функционирования инструментов поддержки новых производств и экспортных проектов и активное взаимодействие с ними для продвижения и защиты интересов экспортно ориентированных делороссов.


Во-вторых, по-прежнему актуальна информационно-консультационная работа с российскими компаниями по разъяснению содержания инструментария поддержки экспортёров, а также деятельности институтов развития и профильных министерств по данному направлению.


В настоящее время актуальна задача формирования полновесной региональной инфраструктуры сопровождения экспортно ориентированных компаний. Она будет создаваться на базе региональных центров поддержки экспорта, фондов содействия развитию МСП и т. п. Минэкономразития совместно с РЭЦ системно приступили к этой работе. Полагаю, к ней целесообразно подключить региональные отделения «Деловой России».


В завершение остановлюсь ещё на одной перспективной задаче. На состоявшейся в марте конференции по экспорту «Деловой России» было обращено внимание на необходимость создания в ряде перспективных для российского бизнеса странах новых структур поддержки его интересов на зарубежных рынках - так называемых торговых домов. Их деятельность предложено основывать на принципах государственно-частного партнерства. Это позволит в дополнение к работе торговых представительств обеспечить более масштабное продвижение отечественных компаний на конкретном зарубежном рынке. На текущем этапе торговые дома предполагается учредить в качестве представительств РЭЦ, которые планируется открыть в текущем году в 10 первоочередных странах (Австрии, Аргентине, Вьетнаме, Индии, Иране, Казахстане, Китае, Таджикистане, Франции, ЮАР). Отработка модели торговых домов предполагает анализ актуальных потребностей экспортёров в услугах новых структур, определение отраслевых и технологических направлений их деятельности с учетом страновой специфики. Кроме того, идет процесс формирования состава потенциальных компаний-резидентов торговых домов. В эту работу активно вовлечена и «Деловая Россия». В дальнейшем торговые дома могут стать постоянной площадкой работы в рамках международной деятельности «Деловой России».



Экспортные стратегии несырьевого бизнеса_ новые подходы и инструменты поддержки федулова с ф финансы

05.09.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика