Несмотря на то, что Россия переживает непростые времена, власти страны должны сделать все, чтобы продолжить стабильное развитие экономики, социальной ...
Читать далееНдн. инфо - качество образования определит будущее россии бизнес ежедневник
На дискуссионной площадке «Наука — ресурс и гарантия развития»
Пятый партийный форум, посвященный вопросам в сфере образования, состоялся 8 июня. В первой половине дня на пяти дискуссиионных площадках участники разработали предложения по темам дошкольного образования, новой школы, подготовки профессиональных кадров для новой экономики, развития науки и воспитания. А на пленарном заседании спикеры озвучили итоги состоявшихся дискуссий, выявленные проблемы и предложения по оптимизации образовательного процесса.
Гарантия развития
На каждой из площадок форума были подняты важные темы и затронуты злободневные вопросы сферы образования
и науки. Например, на дискуссионной площадке №5 «Наука — ресурс и гарантия развития» были подняты темы развития человеческого потенциала для научной и инновационной сферы, доступной инфраструктуры науки, гармонизации финансовых инструментов для поддержки науки и инноваций.
Заседание дискуссионной площадки неспроста было проведено в Технопарке новосибирского Академгородка. Сама обстановка, где новейшие научные разработки резиденты Технопарка воплощают в жизнь, способствовала рождению небанальных идей и высказываний участников форума. При этом все прошло в неформальном общении, не было пустой критики, был эффективный и конструктивный разговор.
Участники дискуссии — ученые, представители университетов из разных городов России, эксперты в области образования и подготовки научных кадров — рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются в ходе своей работы, и высказали предложения по их решению. Некоторые участники уже имеют положительный опыт и поделились своими успехами со всеми форумчанами. К примеру, директор Томского научно-исследовательского института онкологии Евгений Чайзонов рассказал, как благодаря успешной кооперации между научными учреждениями их город постоянно пополняется подготовленными кадрами.
«Нам удалось объединить щесть научных коллективов, создать достаточно молодой и перспективный коллектив, будущее академической науки, — сказал ученый. — 14 наших выпускников уже прошли стажировку в зарубежных научных центрах. Все они вернулись в Томск и транслируют свой опыт у нас. Несколько наших кандидатов наук отучились в Японии, сегодня они тоже вернулись и очень востребованы у себя на Родине».
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Владимир Кононов, подводя итоги дискуссии, отметил три основные позиции, которые следует озвучить на пленарном заседании .
«Первая — это человеческий капитал, — сказал Владимир Кононов. — Создание всех, в том числе и правовых условий для научного творчества. Вторая — вопрос создания эффективных инфраструктур для реализации научных идей, исследований и реализации инновационных проектов. Третья — поддержка, в том числе и нематериальная, нефинансовая, а гармонизация всех вопросов».
Переориентация экономики
Участник дискуссионной площадки № 5, член высшего совета «Единой России», депутат Государственной думы Александр Жуков отметил, что необходимо решить и такой глобальный вопрос, как переориентация экономики страны.
«Мы пытаемся решить и на самом высоком уровне, и на уровне производства переориентацию экономики нашей страны с сырьевой на развитие высоких технологий, — заметил Александр Жуков. — Конечно, высокие технологии невозможны без развития науки и фундаментальной, и прикладной».
Он отметил, что сегодня ситуация меняется и значительно отличается от 90-х и даже начала 2000-х годов: возвращаются наши выдающиеся ученые, которые раньше уехали работать в другие страны, приезжают иностранные специалисты. В то же время государство сейчас выделяет финансовые ресурсы на поддержку науки.
«У нас сейчас есть программа для молодых ученых, для них создается материальная база. Например, здесь, в Новосибирске, в Академгородке есть специальная жилищная программа для молодых ученых. Я считаю, что это тоже чрезвычайно важно — создать все условия для того, чтобы молодежь находила для себя не только интересные научные занятия, но чтобы у нее были нормальные условия для жизни и работы», — сказал Жуков.
Член высшего совета ЕР также подчеркнул, что в НСО имеется особый потенциал фундаментальной науки, научно-образовательного комплекса, основных предприятий и сегментов инновационной экономики.
«Новосибирская область — совершенно уникальное место с точки зрения преимущества именно для развития науки и наукоемких технологий и производств. Потому что здесь сосредоточено все: институты Академии наук, которые создавались десятилетиями, которые сохранили свой колоссальный научный потенциал, — пояснил Александр Жуков. — Здесь уже есть инфраструктура, созданы технопарки, здесь сохранены предприятия оборонного сектора. Некоторые из них функционируют на базе научных разработок, которые есть здесь же, некоторые требуют дополнительного финансирования. Но вся эта инфраструктура существует и является огромным конкурентным преимуществом Новосибирской области и очевидно, что здесь есть очень высокие компетенции в целом ряде отраслей науки, которые могут быть внедрены в производство».
Александр Жуков и Дмитрий Медведев на пленарном заседании
Задачи государственного масштаба
На пленарном заседании перед всеми участниками форума выступили представители дискуссионных площадок, каждая из которых отразила различные аспекты образовательной и научной сфер.
К примеру, заведующая детским садом № 7 «Снежинка» Татьяна Бурдина пояснила необходимость повышения статуса дошкольных образований до уровня образования общего уровня. «Для этого необходимо принять законы, освобождающие детские сады от налога на прибыль», — уточнила Бурдина.
Внимательно выслушав всех спикеров, премьер-министр Дмитрий Медведев подвел итоги форума и уточнил направления, которые будут развиваться в системе образовательной отрасли.
Среди проблем, волнующих работников образования и требующих немедленного решения, — перегруз учителей излишней отчетностью. Председатель «Единой России» подчеркнул, что учитель должен заниматься своим делом, а не тратить время на заполнение бумаг.
«Мы не только должны требовать от школьных учителей современных подходов, знаний, но и создавать им нормальные, комфортные условия жизни и работы, — сказал премьер. — Не перегружать излишними, не имеющими отношения к их основной деятельности обязанностями. Здесь каждый раз, когда звучали слова «сколько можно душить отчетностью?», были аплодисменты. Можете и сейчас поаплодировать — я тоже с этим согласен.
У нас вообще тяга к различным отчетам — в бизнесе, в социальной сфере, в науке. Все время вылезают какие-то проверяющие. Мы сейчас сидели с коллегами, еще до пленарного заседания, и мне сказали (я не знал, кстати), что из 100% отчетов, которые пишут учителя и вообще работники школ, лишь 30% идет по заданию Министерства образования, а 70% — это вообще посторонние организации. Это, конечно, безобразие. Надо подготовить реальное законодательное ограничение этим отчетам. Учитель должен заниматься своим делом, причем заниматься им спокойно. А если учитель пишет отчеты, то это время украдено у наших детей».
Другим важным для участников форума вопросом стала тема повышения заработной платы учителей. Дмитрий Медведев отметил, что этот вопрос будет решен.
«Мы постепенно эту задачу решаем, — пояснил премьер-министр. — Мы приняли решение о повышении зарплаты школьных учителей до средней по региону. В реальном выражении это где-то в полтора раза. Это не решило всех задач, но все-таки привлекло молодежь в школу. Еще лет 15 назад, по-моему, меньше учителя в стране мало кто зарабатывал. Сегодня мы этот процесс контролируем и дальше будем обязательно этим заниматься».
Движение вперед
Также Дмитрий Медведев подчеркнул, что теперь, когда вопрос с детскими садами решен и очереди в садики канули в лету, встала задача строительства и ремонта школ — волна демографического подъема привела к большим проблемам в школьной жизни.
«Многие школьные здания никуда не годятся, мест в них не хватает, — сказал Дмитрий Медведев. — Дети учатся зачастую во вторую и даже третью смену. Этого быть не должно, мы должны обеспечить им комфортные условия.
Я напомню, что в этом году мы уже распределили 25 миллиардов рублей между 56 регионами в рамках утвержденной правительством программы по созданию в регионах новых мест в школах. Сразу оговорюсь, мы с вами реалистично настроенные люди, должны понимать, эта программа не может быть реализована за один-два года. В нашей стране огромное количество школ, почти 40 тысяч, она рассчитана на 10 лет, и нам потребуются огромные инвестиции. Нам нужно будет создать свыше 6,5 миллиона новых школьных мест, чтобы полностью закрыть проблему, ликвидировать вторую и третью смены, перевести детей из ветхих школ в новые и современные».
Дмитрий Медведев высказал уверенность в том, что прошедший в Новосибирске форум «Единой России», выработанные предложения, инициативы помогут правительству найти эффективные, стратегически верные решения в образовательной и научной политике.
«За последние пять лет, хочу эту цифру привести, потому что она действительно значительная, государство направило на поддержку образования и науки около 16 триллионов рублей, — подчеркнул премьер-министр. — Мы понимаем, что тот, кто экономит на науке и образовании, экономит на своем будущем. А умное и образованное общество гораздо легче справляется с кризисами и вызовами, с которыми сегодня столкнулась наша страна. Такое общество увереннее движется вперед».
ВЛАДИМИР БАЛЧУГОВ,
Фото пресс-службы партии «Единая Россия»•