Мировые цены на нефть могут на некоторое время опуститься ниже 40 долларов за баррель. Об этом заявил министр экономического развития России Алексей У...
Читать далееРоссийские независимые нпз_ от исчезновения проиграют потребители деньги с теле2 на теле2
30.06.2016 12:46
Законодательство России едино для крупных и мелких производителей нефтепродуктов, что не на руку последним. DW выясняла, нужны ли они в принципе и что может помочь им сохранить бизнес.
Основными производителями нефтепродуктов в России являются крупные нефтегазовые вертикально интегрированные компании (ВИНК): "Роснефть", "Лукойл", "Газпром нефть", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и "Татнефть". На их долю приходится более 90 процентов мощностей по переработке углеводородов. Оставшиеся 10 процентов делят между собой независимые производители - средний и малый бизнес, в частности, мини-НПЗ. В том, как им удается
выживать и с какими проблемами они сталкиваться, разбиралась DW. В ожидании людей в погонах
"Мы занимаемся переработкой газового конденсата и производим из него дизтопливо (ДТ) и бензин для своих собственных нужд и для наших партнеров, главным образом из сельхозотрасли. Мы были вынуждены заняться этим бизнесом, потому что покупать топливо по рыночным ценам убыточно", - рассказал DW на условиях анонимности руководитель одного из мини-НПЗ с севера России. По его словам, если литр ДТ на заправке стоит 35 рублей за литр, то цена на его собственном предприятии - 18 рублей.
"И это при том, что у крупных компаний, которые сами добывают нефть, сырье для своих НПЗ стоит 5 долларов за тонну. А нам его предлагают по 300 долларов", - подчеркивает собеседник DW. Чтобы сэкономить, газовый конденсат приходится покупать у перекупщиков. "Они тоже, как правило, аффилированы с ВИНКами, но работают мимо кассы, так что получается дешевле", - объясняет он.
По признанию предпринимателя, работать приходится полулегально: "Как только вы открыто заявляете о том, что являетесь переработчиком углеводородов, к вам приезжают специальные службы в погонах и без, которым дано негласное указание - мелких производителей закрывать". Причина - желание устранить любых конкурентов. "Собираем сырье на задворках"
Гендиректор "НС-Ойл" (небольшой нефтеперерабатывающий завод в Ульяновской области мощностью переработки в 100 тысяч тонн нефти в год) Александр Левченко говорит, что конкуренции с нефтегазовыми гигантами у мини-НПЗ нет - не тот масштаб. Проектная мощность всех российских мини-НПЗ оценивается примерно в 19 млн тонн (при этом всего в 2015 году в России было переработано 282,4 млн тонн углеводородов).
"У нас в стране более 200 мини-НПЗ, из них примерно 175 производят от 50 до 300 тысяч тонн в год. Для ВИНКов это не конкуренты", - заявил Левченко DW. Однако, по его словам, это не отменяет других проблем малых НПЗ. В их числе он называет дорогие банковские кредиты (в ряде случаев до 25 процентов), невысокую активность частных инвесторов, снизившуюся в кризис, и отсутствие стабильности в обеспечении сырьем. "Маленькие НПЗ не имеют доступа к трубе и находятся в постоянном поиске излишков у добывающих компаний. Приходится собирать их, что называется, на задворках", - сокрушается Левченко.
Еще одна проблема, стоящая перед мини-НПЗ, - необходимость соблюдать техрегламент, обязывающий выпускать топливо, соответствующее стандарту евро-5. Как говорит глава "НС-Ойл", "техника 50-60-х годов просто не нуждается в евро-5". Поддерживает его и анонимный собеседник DW с северного завода: "Если залить в машину на лесоповале евро-5, никакого эффекта не будет". По его мнению, новый закон пролоббирован крупным бизнесом, стремящимся к полной монополизации рынка. В проигрыше фермеры и простые потребители
По словам обоих руководителей, если сегмент малой нефтепереработки полностью уйдет с рынка, в числе проигравших окажутся многие. "Пострадаетсельское хозяйство, коммунальные службы, частные фермеры, лесозаготовители, строители, разработчики карьеров и так далее. Вслед за этим вырастут цены на продукты и электроэнергию", - уверен представитель северного НПЗ. Александр Левченко добавляет, что это ударит по социальному благополучию регионов: "Наши предприятия создают сотни рабочих мест".
Эксперты признают, что малые НПЗ нуждаются в модернизации, поскольку в силу дефицита ресурсов не имеют возможности для технического переоснащения. Если такую модернизацию провести, эффект будет весьма ощутимым. Об этом, в частности, говорится в докладе исследовательской группы "Петромаркет", посвященном независимой нефтепереработке. "Полученная оценка косвенных эффектов в отраслях, смежных с переработкой, возникающих в процессе всеобъемлющей модернизации последней, составляет 73,2 млрд рублей (в деньгах 2014 года)", - отмечается в исследовании.
Замдиректора аналитического департамента инвесткомпании "Альпари" Анна Кокорева также полагает, что полный отказ от мини-НПЗ нецелесообразен. "Данный вид переработки необходим для регионов, где крупные заводы отсутствуют, но при этом существует достаточно развитая промышленность, которая испытывает нужду в топливе. Это актуально, например, для Астраханской или Тюменской областей", - сообщила она DW. Поэтому, по словам Кокоревой, было бы логично, если бы власти регионов оказывали поддержку мини-заводам, устраняя излишние административные барьеры и развивая транспортную инфраструктуру. Курс на укрупнение?
Сами независимые переработчики, похоже, видят спасение в объединении сил и укрупнении. 28 июня в Москве состоялся круглый стол, организованный объединением независимых нефтегазодобывающих компаний "АссоНефть" и "Петромаркетом", на котором, в частности, прозвучала идея кооперировать по 5-6 мини-НПЗ в группу и одновременно строить для каждой из таких групп один относительно крупный завод.
"Мини-заводы делали бы первичный передел сырья на фракции, а новый - более крупный и современный - доводил бы продукцию мини-заводов до товарного состояния высокого передела", - объяснил DW Александр Левченко.
Анонимный собеседник DW с северного НПЗ предлагает не строить отдельный завод, а обязать крупные НПЗ принимать у мини-заводов готовый полуфабрикат на доработку. "В этом случае литр топлива в конечном итоге будет существенно дешевле, чем сейчас, - уверен он. - Но надежды на реализацию этой идеи мало, ведь "монстрам" выгодны высокие цены".
Эта новость также на сайте Deutsche Welle.