Правительство внесло в Госдуму законопроект об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) за 2015 г. Доходы б...
Читать далееСенаторы рк покритиковали правительство и обозначили ряд актуальных проблем н новгород деньги в долг
С основными докладами выступили руководители Министерства финансов, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и Национального банка.
Министр финансов Бахыт Султанов доложил, что в 2015 году доходы республиканского бюджета достигли 6 137 млрд тенге, или 105,7% к плану. Расходы составили 7 трлн 163 млрд тенге, что составляет 99,8% к плану.
Приоритетом для правительства является социальная сфера. Контрцикличное увеличение бюджета, как подчеркнул Б. Султанов, в первую очередь произошло за счет роста социальных расходов, доля которых в структуре бюджета увеличилась до 39,4% и составила 2,8 трлн тенге. Размеры
пенсионных выплат повышены на 9%.
По данным Министерства финансов, в минувшем году отмечено снижение дефицита республиканского бюджета, который составил 912 млрд тенге, или 2,2% к ВВП. Дефицит профинансирован за счет внутренних и внешних заимствований.
Также докладчик привел данные о государственном долге Казахстана. По состоянию на 1 января 2016 года госдолг составил 9 022 млрд тенге (26,6 млрд долларов), или 21,6% к ВВП. По словам Б. Султанова, долговая нагрузка по-прежнему остается в безопасных пределах. Соотношение обслуживания долга к доходам составляет ниже 10%, при пороговом уровне 15%.
Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Козы-Корпеш Джанбурчин в своем докладе отметил, что в целом правительством исполнены плановые бюджетные параметры. Вместе с тем неосвоение средств республиканского бюджета составило 7,8 млрд тенге.
Из-за излишнего заимствования на конец 2015 года сформировались остатки бюджетных средств в сумме 264,4 млрд тенге со значительным превышением (в 90 раз) объемов 2014 года (3 млрд тенге). Кроме того, установленный на 2015 год лимит правительственного долга в объеме 8,2 трлн тенге превышен на 465,7 млрд тенге.
По оценке Счетного комитета, объем неэффективно использованных бюджетных средств составил 459,2 млрд тенге.
В прошлом году был проведен аудит эффективности ряда государственных программ. В частности, выявлены финансовые нарушения в ходе реализации программ «Саламатты Қазақстан» и «Информационный Казахстан-2020».
В государственных органах и их ведомствах выявлены финансовые нарушения на 474,6 млрд тенге, из них средства республиканского бюджета 2015 года – 142,3 млрд тенге.
Объем финансовых нарушений по целевым трансфертам составил 410,5 млрд тенге, из которых 97%, или 399,4 млрд тенге, – целевые трансферты на развитие.
Центральными государственными органами при реализации республиканских инвестиционных проектов допущены нарушения на общую сумму 149,6 млрд тенге, в том числе при использовании средств республиканского бюджета 2015 года – на сумму 10,6 млрд тенге.
Заместитель председателя Национального банка Алпысбай Ахметов проинформировал сенаторов о наиболее важных аспектах денежно-кредитной политики. По его словам, ситуация на валютном рынке стабильна. На фоне благоприятного влияния внешних факторов укрепление курса тенге за 4 месяца текущего года составило 3,6%. На конец апреля 2016 года инфляция в годовом выражении составила 16,3%. По прогнозу Нацбанка, к концу года уровень инфляции сложится ближе к верхней границе целевого коридора 6-8%.
Валовые международные резервы Национального банка с начала года увеличились на 1,7 млрд долларов, или на 5,9%, и с оставили на конец апреля 29,5 млрд долларов. Активы Национального фонда на конец апреля с начала года выросли на 1,9 млрд долларов, или на 3,1%, до 65,4 млрд долларов. В результате международные резервы страны в совокупности достигли 95 млрд долларов, увеличившись с начала года на 3,6 млрд долларов, или 3,9%.
На фоне неустойчивости макроэкономических трендов Национальный банк намерен и дальше придерживаться взвешенной денежно-кредитной политики.
Докладчики ответили на вопросы сенаторов, которые в своих выступлениях отметили необходимость строгого исполнения бюджета и повышения исполнительской дисциплины. Выступая с содержательным содоколадом, член Комитета Сената по финансам и бюджету Ольга Перечина обратила внимание членов правительства на ряд актуальных проблем, в частности, на необходимость более качественной подготовки государственных программ; потребность бюджета в снижении зависимости от цен на нефть и трансфертов из Национального фонда; желательность финансирования дефицита бюджета из внутренних источников, а не за счет внешнего заимствования; бесконтрольное внешнее заимствование квазигосударственным сектором, что увеличило долговую нагрузку на государство; эффективность субсидий и кредитов через холдинги; необходимость повышения финансовой квалификации ответственных работников в регионах.
«Методология и методика исполнения бюджетного процесса требует большой работы по ее совершенствованию. Надеемся, что правительство учтет наши замечания и предложения, впоследствии обеспечит более эффективное исполнение бюджета», - заключила сенатор.
В выступлениях депутатов Владимира Боброва, Али Бектаева, Куаныша Айтаханова прозвучала острая критика правительства в отношении финансирования программ развития сельского хозяйства, было предложено применить комплексные подходы к ним в соответствии с требованиями дня. Сенатор Ляззат Киинов отметил, что Министерство финансов постоянно путается в предоставляемых Комитетам верхней палаты парламента данных о состоянии государственного долга Казахстана, что порождает слухи и недоверие к правительству. Острые вопросы были заданы депутатами Талгатбеком Абайдильдиным, Сергеем Плотниковым, Дулатом Кусдавлетовым, Сарсенбаем Енсегеновым, Икрамом Адырбековым, Толеубеком Мукашевым и Сергеем Ершовым.
Палата ратифицировала Конвенцию между правительствами Казахстана и Саудовской Аравии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и протокола к ней.
Конвенция, подписанная в Астане 7 июня 2011 года, направлена на укрепление и расширение двустороннего экономического сотрудничества путем создания благоприятных условий для инвестиций.
В соответствии с документом Казахстан и Саудовская Аравия обеспечивают налогоплательщику возможность уплатить налог только один раз – в одном из государств, подписавших документ. Другое государство предоставляет ему зачет на уплаченную сумму налога или же исключает из облагаемого совокупного дохода ту часть, по которой уже произведено налогообложение в другом государстве.
Также предусмотрены положения, согласно которым дивиденды, доходы от долговых требований и роялти могут облагаться налогом в государстве – источнике возникновения дохода по пониженным ставкам.
В ходе заседания заслушаны депутатские запросы сенаторов: М. Бактиярулы – о необходимости разработки комплекса мер по противодействию религиозному экстремизму; Ж. Ергалиева – о выделении финансовых средств для завершения строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и на возведение 18-квартирного жилого дома в селе Балкашино Акмолинской области; А. Бижанова – об изучении и пропаганде творчества известного казахстанского кинорежиссера А. Карсакбаева; Н. Оразалина – касательно названия именем государственного деятеля А. Алыбаева улиц в Алматинской и Павлодарской областях; В. Боброва – об обеспечении при формировании бюджета 2017-2020 годов финансирования заявок Павлодарской области по проектам водоснабжения сельских населенных пунктов; Л. Полторабатько – о рассмотрении вопроса принятия соответствующего нормативного правового акта, предусматривающего механизм действий определенного в пункте 10 статьи 8 Закона «Об арбитраже»; С. Акылбая – о необходимости проведения анализа казахстанского опыта введения Болонской системы образования.