Экспортоопережение

Экономическая нестабильность и подстегнувшая рост цен девальвация рубля открыла новые возможности для российских экспортеров. Некоторые из них уже получили свои финансовые дивиденды: металлурги существенно увеличили экспортную выручку, а крупнейшие российские автогиганты примериваются к новым рынкам сбыта.

Но такие подарки судьбы радуют не всех российских партнеров и соседей по Таможенному союзу. Власти Казахстана в начале 2015 года обсуждали предложения Национальной палаты предпринимателей республики по временному запрету импорта из России автомобилей, металла, продуктов питания и нефтепродуктов. Пока под запрет попали бензин и дизтопливо, поставку которых из России с 5 марта заморозят на полтора месяца.

Эксперты предупреждают, что эффект открывшегося окна экспортных возможностей будет кратковременным и протиснуться в эту «форточку» успеют далеко не все отечественные компании.

Улетят из России?

«Повышается привлекательность российского вертолетостроения в связи с потенциальным снижением цен на его продукцию в валютном выражении», — отметил заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, добавив, что зачастую ценовой фактор «не является решающим для выбора производителя». В «Вертолетах России» «Ленте.ру» отказались озвучить планы по экспортным поставкам техники на текущий год, сообщив лишь о намерениях удержать и расширить позиции на традиционных для холдинга рынках сбыта — таких, как Латинская Америка, АТР, Ближний Восток и Африка.

Руководитель агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что российские вертолетостроительные предприятия могли бы активнее наращивать экспорт, если бы позволяли производственные мощности. «»Вертолеты России» плотно законтрактованы по гособоронзаказу и ряду экспортных контрактов. Возможности для существенного наращивания выпуска ограничены. Можно увеличить всего процентов на десять», — утверждает эксперт. В ноябре 2014 года начальник департамента ВВС «Рособоронэкспорта» Сергей Корнев говорил, что Россия в 2015-2017-м поставит на экспорт около 200 вертолетов разных типов. По итогам 2013 года за рубеж были поставлены более 140 вертолетов Ми-17 и Ми-35М, этот объем продаж планировалось сохранить в 2014-м.

С продажами за рубеж самолетов ситуация сложнее: разработанный Объединенной авиастроительной корпорацией Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100, первый и единственный в постсоветской России новый пассажирский лайнер) летает в основном на родине. По данным ОАК, сейчас эксплуатируется 46 самолетов, 18 из которых — в авиапарке «Аэрофлота». Единственный крупный зарубежный эксплуатант «Суперджетов» с парком в 13 воздушных судов — мексиканская Interjet, которой до конца года должны поставить еще 7 самолетов. Один SSJ-100 эксплуатируется в Лаосе, на трех летает индонезийская Sky Aviation. Ключевым иностранным заказчиком могла бы стать индонезийская Kartika Airlines, в 2010 году пожелавшая приобрести сразу 30 Superjet каталожной стоимостью 900 миллионов долларов. Но контракт сорвался из-за банкротства авиакомпании. С остальными потенциальными иностранными заказчиками переговоры пока идут ни шатко ни валко.

Впрочем, по итогам прошлого года общий объем твердых заказов на «Суперджеты» достиг 192 единиц, включая уже поставленные. В 2015-м планируется выпустить и передать заказчикам более 40 лайнеров (в 2014-м «Гражданские самолеты Сухого» собрали 37 самолетов SSJ, годом ранее — 25).

Возглавивший в начале этого года ОАК Юрий Слюсарь в январе говорил, что 2015-й станет определяющим не только для корпорации, но и для всего отечественного гражданского авиастроения. «В гражданских программах наступает некий момент истины, связанный с развитием программы SSJ-100», — заявил Слюсарь, не раскрыв судьбу проекта, который в 2014-м пришлось в очередной раз спасать с помощью госгарантий по кредитам на 600 миллионов долларов. Между тем новый топ-менеджер ОАК, до конца 2014 года курировавший авиастроение в статусе замглавы Минпромторга, уже грезит новым пассажирским лайнером МС-21 (на рынок выйдет под именем Як-242), называя его «стержневым» для отечественного авиапрома.

Пантелеев считает, что девальвация рубля поддержит экспорт военной авиатехники, но отечественные производители гражданских самолетов не успеют воспользоваться открывшимся «окном» возможностей. «Очевидно, что по военной авиатехнике будет большой выигрыш — по двигателям и вертолетам прежде всего. Если говорить об экспортных поставках гражданских самолетов — они минимальны. И для того, чтобы раскрутить производство Ту-204 (выпускается в Ульяновске «Авиастар-СП» — прим. «Ленты.ру»), нужно потратить много времени, за которое окно возможностей, связанное с курсовыми разницами, закроется», — говорит эксперт. В случае с «Суперджетом» Пантелеев называет другие препятствия для продвижения этого самолета на внешние рынки — формирование значительной части себестоимости в валюте (импортные комплектующие достигают 75 процентов) и непроработанный механизм госфинансирования экспортных поставок российской техники.

Подарок судьбы

В Минпромторге отмечают, что девальвация рубля улучшит финансовое положение российских металлургов. Аналитик Societe General Сергей Донской полагает, что положительный эффект как для черной, так и цветной металлургии может сохраниться в течение нескольких лет при умеренных темпах инфляции.

Гендиректор одной из крупнейших российских металлургических компаний «Мечел» (экспортирует 70 процентов продукции добывающего дивизиона) Олег Коржов назвал падение курса российской валюты «подарком судьбы». Топ-менеджер холдинга, испытывающего сложности с обслуживанием долга, пояснил, что благодаря ослаблению рубля сумма обязательств перед кредиторами в долларовом выражении уменьшилась с 8,6 миллиарда до 6,4 миллиарда долларов с июня 2014-го по январь этого года. Помимо того, компания удвоила экспортную выручку в рублевом эквиваленте (за 9 месяцев 2014 года выручка — 5 миллиардов долларов). «В целом для отрасли снижение курса рубля ведет к росту конкурентоспособности российских металлургов за рубежом и ослаблению конкуренции между компаниями внутри России из-за образовавшейся разницы между экспортными и внутренними ценами», — добавил Коржов.

В других компаниях переориентацию на зарубежные рынки комментируют осторожно или вовсе оставляют без комментариев. В «Норникеле», экспортирующем до 90 процентов продукции, «Русале» (доля экспорта — 70-80 процентов), Evraz (более 50 процентов выручки за счет экспорта) на запрос «Ленты.ру» не ответили. В «Северстали» сказали, что ожидают роста доли экспортной выручки, которая по итогам прошлого года достигла 31 процент, за счет увеличения поставок в «более высокодоходные отраслевые сегменты». В группе ММК сообщили, что для компании приоритетным остаются рынки России и СНГ, на которые приходится более 80 процентов продаж. Аналогичный ответ дали в НЛМК (доля продаж вне России 52 процента), подчеркнув, что на экспорт направляются в основном стальные слябы.

Источник в отрасли пояснил, что большинство российских металлургических компаний уже законтрактовали поставки на текущий год, поэтому «возможности для маневра у них ограничены, а говорить о контрактах на будущий год преждевременно». Другой источник в одном из металлургических холдингов добавляет, что поквартально либо на полугодие формируются цены только для автопрома и производителей железнодорожной техники, с которыми металлургические холдинги в условиях экономической нестабильности в этом году договариваются индивидуально.

«КамАЗы» и комбайны нарасхват

Если для российских авиастроителей и металлургов перспективы увеличить экспорт за счет низких цен туманны, то автозаводы уже объявили об амбициозных планах экспансии на заграничные рынки.

«АвтоВАЗ» намерен поднять продажи Lada за рубеж с 52 тысяч автомобилей в 2014 году до 100 тысяч в 2015-м в основном за счет Казахстана (80 процентов от всего вазовского экспорта) и возобновления продаж на Украину.

«КамАЗ» отчитался о почти двукратном увеличении продаж за рубеж в октябре-декабре 2014 года до 2,3 тысячи машин. В компании отмечают, что рост произошел благодаря снижению цен в долларах и реализации ранее заключенных контрактов. Производитель грузовиков собирается пересмотреть прогноз на текущий год, который на конец 2014-го составлял 7 тысяч машин. «Делать какой-то предметный прогноз можно будет по итогам первого квартала, поскольку заключение экспортных контрактов занимает до полугода (для российских контрактов — 1-2 месяца). Но то, что конъюнктура рынка изменилась в нашу пользу, — бесспорно», — отметил представитель «КамАЗа» Олег Афанасьев. Главные экспортные рынки «КамАЗа» — Казахстан и Азербайджан, автомобили также поставляются в страны Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Ведутся переговоры об открытии производства в Аргентине. В группе ГАЗ конкретных прогнозных цифр на этот год озвучить не смогли, но подтвердили планы на ближайшую пятилетку по наращиванию экспорта до 30 процентов от выручки.

Благоприятная ситуация для российских автозаводов сложилась на рынке Казахстана, говорит аналитик VTB Capital Владимир Беспалов: «В прошлом году в Казахстане была проведена девальвация тенге, вследствие чего продажи российских автомобилей резко упали. Но теперь экспорт на этот рынок вновь стал привлекательным». Аналитик подчеркивает, что только за счет экспорта автоконцернам не удастся компенсировать падение спроса на российском рынке (АЕБ прогнозирует 24-процентное снижение на рынке LCV и легковых машин до 1,89 миллиона штук, PwC — на 35 процентов). Показатели «АвтоВАЗа», по мнению Беспалова, окажутся лучше среднерыночных, поскольку в 2014-м у компании были провалы в динамике продаж, связанные с обновлением модельного ряда (запущен выпуск «Lada Granta лифтбек», Kalina Cross, Kalina Sport и Lada 4×4 Urban — прим. «Лента.ру»). Отвоевать место под солнцем за рубежом, по словам эксперта, отечественные автогиганты смогут, только активно обновляя модельный ряд и наладив дистрибуцию. «Если говорить о девальвации рубля при прочих равных условиях, то эффект будет ограниченным — в пределах текущего года», — предупреждает он.

Девальвация помогла увеличить экспорт не только российских автомобилей, но и техники для аграриев. По данным ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш», в последнем квартале 2014-го предприятия выручили от продаж комбайнов и тракторов за рубеж 1 миллиард рублей, что вдвое больше показателя октября-декабря 2013-го. «Финансовые успехи российских производителей сельхозтехники уже частично нивелированы резким ростом цен на металл и дорогими кредитами, что неизбежно приводит к росту себестоимости сельхозмашин, которые уже подорожали на 30 процентов», — сообщил «Ленте.ру» директор «Росагромаша» Евгений Корчевой.

Опасный импорт

Вместе с выгодами для российских компаний девальвация рубля доставила немало хлопот ближайшему соседу и партнеру России по Таможенному союзу — Казахстану, представляющему собой третий по объему экспортный рынок на постсоветском пространстве после Белоруссии и Украины (объем экспорта из России за 2014 год составил 22,3 миллиарда долларов, 17 миллиардов и 13,7 миллиарда долларов, по данным ЕЭК).

В январе 2014 года бизнес-сообщество Казахстана предложило правительству республики временно запретить ввоз российских товаров, которые в силу своей дешевизны стали опасны для местного бизнеса. Речь шла о возможном ограничении поставок нефтепродуктов, металла, автомобилей и продуктов питания (курятины, яиц, муки, кондитерских изделий, соков), чья стоимость в тенге с лета 2014 года по январь 2015-го упала почти вдвое.

Консультации по этому вопросу в январе-феврале прошли, в том числе, в рамках совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) с участием представителей Минсельхоза и Минпромторга. Было принято решение, что дальнейшие переговоры будут вестись напрямую министерствами двух стран. В Минсельхозе на запрос «Ленты.ру» не ответили. Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов подтвердил факт переговоров, не раскрыв подробностей: «Поскольку некоторые казахстанские производители серьезно потеряли в конкурентоспособности, российская сторона совместно с казахстанской пытается найти решение для урегулирования данного проблемного вопроса».

В начале февраля казалось, что вопрос снят с повестки дня: вице-премьер казахстанского правительства Бакытжан Сагинтаев заявил, что Казахстан не будет ограничивать импорт из России. Но 2 марта стало известно, что временное эмбарго все же будет введено, но только для нефтепродуктов (их импортируют из России «Башнефть», «Русснефть», «Газпром нефть» и трейдинговые компании). «С 5 марта этого года мы планируем ввести конвенционный запрет на ввоз бензинов и дизтоплива из России сроком на 45 дней», — отметил замминистра энергетики Казахстана Магзум Мирзагалиев. Чиновник пояснил, что в январе-феврале российский импорт намного превысил потребности внутреннего рынка. Всего в 2015 году Казахстан собирается беспошлинно получить из России 1,1 миллиона тонн бензина и около 760 тысяч тонн дизельного топлива.

Варианты ограничения ввоза в Казахстан другой продукции из России пока не обсуждаются, во всяком случае публично. «Очевидно, что не мы принимаем решение, но в правительство передали исчерпывающую информацию относительно потерь, убытков, снижения конкурентоспособности наших производителей из-за девальвации рубля. По отдельным компаниям падение продаж составило от 40 до 90 процентов», — сказал «Ленте.ру» зампредправления Национальной палаты предпринимателей Казахстана Рахим Ошакбаев.

В ЕЭК дальнейший ход консультаций не комментируют, ссылаясь на то, что не принимают в них участия. Но отмечают, что комиссия совместно с профильными ведомствами России, Казахстана, Белоруссии и присоединившийся в 2015 году к Таможенному союзу Армении вырабатывает инструменты поддержки продаж на внешние рынки: механизмы совместного страхования и кредитования экспорта, поддержки и продвижения кооперационных товаров четырех стран, создание системы добровольной сертификации.

Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале
15.12.2020

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика