Золотовалютные резервы Азербайджана за 2015 г. снизились в 2,8 раза до $5 млрд в условиях катастрофического снижения выручки от экспорта нефти – основ...
Читать далееОдним из главных событий марта в политической жизни Азербайджана стал официальный статус партнера по диалогу с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). «Азербайджан получил, а точнее оформил, статус партнера по диалогу. Это для нас большая честь. Путь наших взаимоотношений начинался еще в 2012 году, когда президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев направил официальное письмо ШОС с идеей о том, чтобы Азербайджан получил статус наблюдателя ШОС», — заявил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров.
При этом глава МИД подчеркнул, что амбиции
Азербайджана распространяются значительно дальше статуса партнера по диалогу, и подписанный документ предоставляет Азербайджану возможность начать глубокий и разносторонний диалог с очень важной и интересной организацией. ШОС всегда был привлекателен для Азербайджана, поскольку стратегические цели этой организации созвучны внутренней и внешней политике Баку. Заявка на получение статуса партнера по диалогу была подана еще четыре года назад с расчетом на дальнейшее расширение сотрудничества, статус наблюдателя и, в конце концов, полноправное членство в организации.
При этом надо заметить, что когда официальный Баку подавал заявку на получение статуса партнера по диалогу в ШОС, то одновременно вел переговоры с Европейским союзом о подписании Соглашения об ассоциации. Таким образом, Баку одновременно проявлял интерес к сотрудничеству с двумя диаметрально противоположными — как с политической, так и с экономической точки зрения — структурами.
Комментируя EADaily подписанный меморандум между Азербайджаном и ШОС, гендиректор агентства «Новости-Азербайджан» Гюльнара Мамедзаде отметила, что заявление главы МИД АР является многообещающим, учитывая, как правило, осторожный и сбалансированный тон азербайджанской дипломатии. «Официальный Баку, к нашему удивлению, продолжает демонстрировать владение искусством многовекторной политики даже в тех условиях, когда центры сил и обслуживающие их системы влияния пытаются ограничить пребывание страны в этом удобном состоянии, подталкивая Азербайджан то к одному, то к другому знаменателю. Но главное, что базовые внешнеполитические решения Азербайджана всегда вращаются вокруг экономических приоритетов страны», — отметила она.
По словам эксперта, Азербайджан два последних десятилетия пожинал успешные (на определенном этапе) плоды нефтяного «контракта века», а сейчас закладывает основу следующего по значимости шага, превращаясь в один из центров транспортных коммуникаций большого региона.
«С учетом этого фактора в перспективе есть вероятность смены нынешнего статуса Азербайджана в ШОС на более высокий. Структура Шанхайской организации сотрудничества базируется на таких центрах экономической интеграции, как Россия, Казахстан и Китай, а Азербайджан вовлечен в реализацию важных региональных коммуникационных проектов, таких как „Новый шелковый путь“ с участием Китая; „Север-Юг“ с участием РФ. Посредством ШОС Азербайджан в доступном и удобном формате интегрируется в евразийские экономические схемы, не теряя при этом европейских партнеров, с которыми связаны запущенные и перспективные энергетические, транспортные и иные проекты», — сказала Мамедзаде.
Собеседница также считает, что ШОС, с учетом предвещаемого глобальными стратегами мощного «рывка на Восток», может выступить фундаментом для различных комбинаций и экономических партнерских схем, особенно если не забывать про охватываемый этой организацией полуторамиллиардный рынок.
Аналитик также отмечает, что формат ШОС не обходит стороной вопросы безопасности, в том числе экономической. «Хотя здесь существует некоторая опасность возникновения конфликта интересов между некоторыми участниками ШОС, особенно из числа особо уязвимых постсоветских стран. Речь идет, к примеру, о приграничных противоречиях между Киргизией и Узбекистаном, которые, в принципе, могут быть использованы оппонентами этого интеграционного блока. Поэтому ШОС, вероятно, будет наращивать параметры обеспечения региональной безопасности. Включение Азербайджана в формат ШОС является важным элементом и для самой организации с точки зрения экономики и безопасности, с учетом интересов как основных ее действующих участников — России, Китая, так и потенциальных — Ирана. Баку, например, может гармонизировать конкурентные фрагменты при реализации проектов Север-Юг и Восток-Запад», — резюмировала она.
P. S. Безусловно, в быстроменяющемся мире данный шаг очень важен для Азербайджана. Да, сегодня Европа остается одним из основных полюсов геоэкономики, но сейчас на Востоке усилиями Китая, России, Казахстана и других региональных стран наметились предпосылки для появления нового геоэкономического полюса, центра экономической жизни с его огромными возможностями. В силу этого Азербайджан не собирается отставать от тех процессов развития, которые сегодня наблюдаются на Востоке.
Поэтому сближение Азербайджана с ШОС — решение продуманное и, самое главное, выгодное для Баку, тем более что все страны-члены ШОС по отдельности в двухстороннем формате уже являются его партнерами. Сейчас же Азербайджан получает возможность сотрудничать со всеми этими странами на общей площадке.
Анар Гусейнов специально для EADaily