За последний год доля «бедных» семей, которым не хватает даже на еду, и тем, кому достаточно средств на еду, но покупка одежды затруднительна, за посл...
Читать далееВо вторник, 15 марта президент Владимир Путин, выступая на коллегии
МВД РФ в Москве, сообщил
собравшимся, что российский народ поддерживает даже репрессивные меры,
применяемые полицией к преступникам. Самого Путина народ тоже поддерживает: если
верить последнему опросу
ВЦИОМ, 74% наших сограждан готовы отдать свой голос за действующего президента
на следующих выборах. Означает ли это, что
россияне расположены к авторитаризму?
Лауреат Нобелевской
премии по экономике, Стерлингский профессор Йельского
университета Роберт Шиллер утверждает, что такой вывод делать нельзя.
Шиллер приводит два исследования, которые он организовал
совместно с российским экономистом Максимом Бойко. Первое было проведено в 1990 году – исследователи попросили тогда жителей Москвы и
Нью-Йорка ответить на идентичные вопросы об отношении к свободному рынку. Результаты
были опубликованы в престижном журнале American Economic Review в 1991 году и в
журнале «Мировая экономика и международные отношения» (издание Института
мировой экономики и международных
отношений (ИМЭМО) РАН) в 1992-м.
Как пишет Шиллер, тогда они с коллегами обнаружили, что различия
в отношении к идеям свободного рынка между россиянами и американцами оказались
слишком незначительными для того, чтобы делать из них какие-то выводы о
демократии и авторитаризме. Например, на вопрос «Считаете ли вы справедливым,
если продавцы цветов поднимают цены в праздничные дни, когда увеличивается
спрос на цветы?» в Москве и Нью-Йорке, к удивлению исследователей, ответили
почти одинаково: такое поведение цветочников посчитали несправедливым 66%
россиян и 68% американцев.
Чтобы выяснить, изменилось ли отношение
россиян к принципам свободного рынка, экономисты провели повторный опрос в
2015 году. Результаты Шиллер и Бойко презентовали на ежегодном собрании
Американской экономической ассоциации в январе 2016 года.
Как оказалось, взгляды россиян на рынок за 25 лет не слишком
изменились: на тот же вопрос о справедливости действий цветочников отрицательно
(поднимать цены – несправедливо) ответили 67% москвичей. При этом доля
ньюйоркцев, несогласных с повышением цен, заметно упала – с 68% до 55%.
Более интересными оказались ответы на вопросы о демократии.
Этой темы не касался опрос Бойко – Шиллера в 1990 году, поэтому за отправную точку экономисты
взяли исследование американских политологов Джеймса Гибсона, Рэймонда Дача и Кента Тедина,
опубликованное в 1992 году. Выяснилось следующее. Например, в начале 90-х
только 2% россиян полагали, что прессу не следует законодательно защищать от
преследования со стороны властей, а в 2015-м противниками ее защиты оказались
20%. При этом ответы американцев удивили исследователей еще больше: в Нью-Йорке
27% опрошенных заявили, что защита прессе не нужна.
Максимальная разница в отношении американцев и россиян обнаружилась
при ответе на вопрос: «Считаете ли вы, что жить в обществе со строгими
ограничениями лучше, чем дать людям такое количество свободы, что они смогут
разрушить это общество?» В 1990 году положительно на этот вопрос ответили 67%
москвичей, в 2015-м – уже 76%. В Нью-Йорке только 36% опрошенных согласились на
ограничения свободы.
Говорит ли это о том, что россияне приветствуют
авторитаризм? По мнению нобелевского лауреата, нет. Безусловно, вышеупомянутый
вопрос важен, пишет Шиллер, но разница во мнениях при ответе на него была
исключением: на подавляющее число вопросов и о свободном рынке, и о демократии
в Москве и Нью-Йорке отвечали схожим образом.
«Неверно говорить, что Россия фундаментально отличается от
Запада, – подводит итог экономист. – В 1991 году мы сделали вывод, что национальные черты россиян не препятствие для создания рыночной экономики в стране, и
мы оказались правы. Сейчас мы надеемся снова не ошибиться, сказав, что
национальный характер не помешает России когда-нибудь стать по-настоящему
демократическим обществом».
Оформив подписку на Slon Magazine в рамках этого пакета, вы увидите специальную ссылку и промокод (дублируются на почту). Перейдя по ссылке, вы получите подписку на «Дождь». Другой путь: ввести промокод на странице «Дождя». Кроме того, вы можете передать этот код другому человеку, таким образом подарив ему подписку на телеканал.
«Дождь» — ведущий независимый телеканал информационной направленности. В его эфире можно увидеть острые темы, неожиданных гостей и горячие дискуссии, которых давно лишилось эфирное федеральное телевидение. Среди ведущих «Дождя» — Ксения Собчак, Павел Лобков, Татьяна Арно, Михаил Козырев.