Такой характер_ любят ли россияне авторитаризм_

Во вторник, 15 марта президент Владимир Путин, выступая на коллегии

МВД РФ в Москве, сообщил

собравшимся, что российский народ поддерживает даже репрессивные меры,

применяемые полицией к преступникам. Самого Путина народ тоже поддерживает: если

верить последнему опросу

ВЦИОМ, 74% наших сограждан готовы отдать свой голос за действующего президента

на следующих выборах. Означает ли это, что

россияне расположены к авторитаризму?

Лауреат Нобелевской

премии по экономике, Стерлингский профессор Йельского

университета Роберт Шиллер утверждает, что такой вывод делать нельзя.

Шиллер приводит два исследования, которые он организовал

совместно с российским экономистом Максимом Бойко. Первое было проведено в 1990 году – исследователи попросили тогда жителей Москвы и

Нью-Йорка ответить на идентичные вопросы об отношении к свободному рынку. Результаты

были опубликованы в престижном журнале American Economic Review в 1991 году и в

журнале «Мировая экономика и международные отношения» (издание Института

мировой экономики и международных

отношений (ИМЭМО) РАН) в 1992-м.

Как пишет Шиллер, тогда они с коллегами обнаружили, что различия

в отношении к идеям свободного рынка между россиянами и американцами оказались

слишком незначительными для того, чтобы делать из них какие-то выводы о

демократии и авторитаризме. Например, на вопрос «Считаете ли вы справедливым,

если продавцы цветов поднимают цены в праздничные дни, когда увеличивается

спрос на цветы?» в Москве и Нью-Йорке, к удивлению исследователей, ответили

почти одинаково: такое поведение цветочников посчитали несправедливым 66%

россиян и 68% американцев.

Чтобы выяснить, изменилось ли отношение

россиян к принципам свободного рынка, экономисты провели повторный опрос в

2015 году. Результаты Шиллер и Бойко презентовали на ежегодном собрании

Американской экономической ассоциации в январе 2016 года.

Как оказалось, взгляды россиян на рынок за 25 лет не слишком

изменились: на тот же вопрос о справедливости действий цветочников отрицательно

(поднимать цены – несправедливо) ответили 67% москвичей. При этом доля

ньюйоркцев, несогласных с повышением цен, заметно упала – с 68% до 55%.

Более интересными оказались ответы на вопросы о демократии.

Этой темы не касался опрос Бойко – Шиллера в 1990 году, поэтому за отправную точку экономисты

взяли исследование американских политологов Джеймса Гибсона, Рэймонда Дача и Кента Тедина,

опубликованное в 1992 году. Выяснилось следующее. Например, в начале 90-х

только 2% россиян полагали, что прессу не следует законодательно защищать от

преследования со стороны властей, а в 2015-м противниками ее защиты оказались

20%. При этом ответы американцев удивили исследователей еще больше: в Нью-Йорке

27% опрошенных заявили, что защита прессе не нужна.

Максимальная разница в отношении американцев и россиян обнаружилась

при ответе на вопрос: «Считаете ли вы, что жить в обществе со строгими

ограничениями лучше, чем дать людям такое количество свободы, что они смогут

разрушить это общество?» В 1990 году положительно на этот вопрос ответили 67%

москвичей, в 2015-м – уже 76%. В Нью-Йорке только 36% опрошенных согласились на

ограничения свободы.

Говорит ли это о том, что россияне приветствуют

авторитаризм? По мнению нобелевского лауреата, нет. Безусловно, вышеупомянутый

вопрос важен, пишет Шиллер, но разница во мнениях при ответе на него была

исключением: на подавляющее число вопросов и о свободном рынке, и о демократии

в Москве и Нью-Йорке отвечали схожим образом.

«Неверно говорить, что Россия фундаментально отличается от

Запада, – подводит итог экономист. – В 1991 году мы сделали вывод, что национальные черты россиян не препятствие для создания рыночной экономики в стране, и

мы оказались правы. Сейчас мы надеемся снова не ошибиться, сказав, что

национальный характер не помешает России когда-нибудь стать по-настоящему

демократическим обществом».

Оформив подписку на Slon Magazine в рамках этого пакета, вы увидите специальную ссылку и промокод (дублируются на почту). Перейдя по ссылке, вы получите подписку на «Дождь». Другой путь: ввести промокод на странице «Дождя». Кроме того, вы можете передать этот код другому человеку, таким образом подарив ему подписку на телеканал.

«Дождь» — ведущий независимый телеканал информационной направленности. В его эфире можно увидеть острые темы, неожиданных гостей и горячие дискуссии, которых давно лишилось эфирное федеральное телевидение. Среди ведущих «Дождя» — Ксения Собчак, Павел Лобков, Татьяна Арно, Михаил Козырев.

19.04.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2025 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика