В 2015 году выручка петербургского Строительного торгового дома «Петрович» выросла на 19%. Она составила 25 млрд рублей, сообщил в четверг генеральный...
Читать далееВ регионе наблюдается снижение кредитования и рост накоплений в банках. В кризис население разумно отказалось от модели потребления и сосредоточилось на сбережении. В то же время в банковском секторе, при достаточно противоречивой обстановке, пока не сформированы устойчивые тенденции. Несмотря на сложные времена, крупнейшие игроки закрыли 2015 год с прибылью. И начало текущего года позволяет им демонстрировать сдержанный оптимизм, надеясь, что пик кризиса пройден
и наметившиеся позитивные тренды не пошатнутся.
Прощай, потребление
В процентном соотношении вклады физлиц возросли более чем на четверть, утверждается в докладе начальника отдела мониторинга товарных, страховых и финансовых рынков регионального ГУ экономики и инвестиций (ГУЭИ) Дмитрия Логачева. Банкиры также сообщают, что деньги на депозитах населения и расчетных счетах организаций постоянно прибавляются. В 2015 году им удалось привлечь более 192 млрд руб-лей, из них 147 млрд — от физлиц. На фоне регулярных отзывов лицензий у мелких банков и несмотря на исправную работу Агентства страхования вкладов (АСВ), граждане и руководители компаний для хранения своих кровных чаще всего выбирают крупные банки. Мол, эти не лопнут.
В Алтайском крае выплаты по вкладам прогоревших банков осуществляли Сбербанк и «Россельхозбанк» («РСХБ»), вернув жителям края 1,4 млрд рублей. Чаще всего деньги возвращались через Сбербанк: 1 842 вкладчика и 1,1 млрд рублей. В прошлом году в крае закрылись три банка: «Российский кредит», «Тусарбанк» и «Связной».
Что касается кредитов, то в Алтайском крае их выдано на 216 млрд рублей: 147 юрлицам и 69 населению. Ипотечных кредитов, которые многие называют драйвером роста за счет различных программ господдержки, выдано на 13,3 млрд рублей. Другой отрадой для банкиров стала предстоящая посевная. Здесь господствует «аграрный» «РСХБ». По словам директора Алтайского регионального филиала Дмитрия Потылицына, банк выдаст аграриям региона 3 млрд рублей кредитов на весенние работы в полях. Он сообщил, что 94% от всего кредитного портфеля юрлиц в «РСХБ» составляют именно сельхозпроизводители, для которых прошлый год стал очень успешным. В банке, в отличие от многих коллег, нарастили и кредитование физлиц, показав 11-процентный рост. В текущем году заинтересованность в получении заемных средств именно в этой организации также внушает ее руководству оптимизм.
«Прежде всего аграрии тратятся на новую сельхозтехнику, демонстрируя смещение акцента от приобретения импортных образцов в сторону отечественного производителя, — констатирует Потылицын. — Сельхозпроизводители продолжают обновлять свой парк, пусть и не такими темпами, как это было несколько лет назад. Но мы будем надеяться, что по мере улучшения состояния экономики потребность в инвестиционных ресурсах возрастет».
Не особо ощутили проблемы со спросом на кредит в краевом банке «Сибсоцбанк». По словам председателя правления ООО «Сибсоцбанк» Дмитрия Тюнина, их кредитный портфель держится на уровне 2014 года, но, учитывая скромные ресурсы, банк гораздо охотнее кредитует малый бизнес, не стремясь залезать в крупные и долгосрочные проекты. Текущий потолок компании — 300 млн рублей, но чаще всего здесь предпочитают кредитовать в объеме 50-100 млн.
«Соглашусь с коллегами, что если брать отраслевой разрез, то у нас наиболее привлекательными выглядят сельское хозяйство и экспортно ориентированные отрасли, продающие продукцию за валюту, — отмечает Тюнин. — В этих сферах ожидается наибольший объем капиталовложений, тут, конечно, сыграли роль санкции и валютный курс».
Заемщики осторожничают
А вот Сбербанк и «ВТБ 24» столкнулись с падением спроса на кредиты. По мнению их представителей, в этом году кредитные портфели должны начать расти небольшими темпами, а привлеченные средства в виде вкладов и денег на расчетных счетах организаций также будут прибавляться.
«Мы планируем, что наш кредитный портфель вырастет в пределах 5-7 млрд рублей, — считает управляющий Алтайским отделением Сбербанка Максим Волков. — Нам поставлена такая задача, и она выполнима. Что касается инвестиционного кредитования, то в прошлом году, на фоне высоких процентных ставок на начало года и сложности прогнозирования, многие относились к этой теме осторожно. Это, наверное, и есть социальная ответственность, в том числе и банка, чтобы учесть все риски заемщика. Примеры инвестиций были, в том числе в сельском хозяйстве, но их нельзя назвать крупными — 80-200 млн рублей».
Его коллега, управляющий РОО «Барнаульский» банка «ВТБ 24» Эльвира Вебер, также отмечает уменьшение кредитного портфеля и главным достижением их регионального отделения называет сохранение сети всех офисов в крае. При этом в других субъектах компания закрывала нерентабельные точки обслуживания.
«К середине года мы будем понимать поведение наших клиентов, сейчас сложно судить по двум месяцам 2016 года, — поясняет Вебер. — В прошлом году клиенты осторожничали первые полгода, а в третьем-четвертом квартале начали обращаться за кредитом чаще. В начале этого года тоже наблюдается рост заявок. Это может быть отложенный спрос населения, или оно все-таки выходит на привычную потребительскую модель, которую демонстрировало несколько лет. Время покажет. Банк сосредоточен на работе с малым и средним бизнесом, в прошлом году наши клиенты брали кредиты на инвестиционные проекты, связанные с импортозамещением. Мы это отдельно учитывали — получилось 200 млн рублей».
Просрочка не критична
На начало года юридические лица, в том числе ИП, должны алтайским банкам 123 млрд рублей, из них 18 млрд — просроченная задолженность. Банкиры называют ее главным драйвером отрицательного финансового результата. При этом темп ее роста в Алтайском крае ниже, чем в СФО и России. Однако большая часть кредитно-финансовых организаций завершила год с прибылью, благодаря хорошему качеству своих активов и тщательному отбору заемщиков.
«Сибсоцбанк» проводит консервативную кредитную политику, и это сказывается на результатах просрочки: они у нас традиционно низкие и в этом году ситуация даже улучшилась, — отметил Тюнин. — У нас много заемщиков по краевой лизинговой программе, которые надежны и платежеспособны».
В «РСХБ» также называют ситуацию с просрочкой вполне управляемой. В 2015 году не было ее всплесков благодаря внедрению пролонгации кредитов крестьянам, пострадавшим от ЧС. А когда был получен урожай, все выплаты пошли стабильно и в полном объеме. Представитель «ВТБ 24» сообщила, что просрочка в прошлом году незначительно выросла, но ее темпы роста достаточно низкие — на уровне 2014 года. Небольшой рост неплатежей связан с изменением структуры кредитного портфеля, чаще всего хромают кредиты без залога. В случае наличия залога, долги можно было закрыть им. А самая низкая просрочка у банка была в ипотеке — всего один процент. Сбербанк также уложился во все плановые показатели по проблемной и просроченной задолженности. Для банка ситуация сложилась гораздо лучше, чем ожидалось в начале года.