Кредиты – очень удобный инструмент, который позволяет немедленно получить все что угодно: айфон, машину, квартиру или отдых в экзотических странах. Но...
Читать далееРоссийскому человеку трудно осознать, что украина — другая страна, — лев рубинштейн - фокус kredit 1000 euro
Когда на твоих глазах вершится история, бывает трудно разобраться в происходящем. Как в юности. Когда ещё нет опыта. В такие моменты на помощь приходят "свои" авторы. По-настоящему свой автор никогда не подводит, потому что не врёт, себе прежде всего. "…границы нашей свободы всё время трутся, иногда высекая искры, о границы свободы чужой. Тут, в сущности, бессильны и этические, и даже юридические механизмы. Тут приходится опираться лишь на собственную нравственную и эстетическую интуицию. Ну и на опыт, разумеется. А опыт свободы едва ли представим без самой свободы".
Это цитата из книги "Духи времени" Льва
Рубинштейна. Москвича, поэта, публициста, одного из основателей русского концептуализма, который в середине 1970-х создал уникальную литературную форму "стихи на карточках". Он много лет пишет колонки. Делает это лаконично, что немаловажно в наше время лайков и дислайков, и точно, что важным было всегда. Когда не можешь разобраться в сумятице мыслей по тому или иному историческому или очень личному поводу, достаточно заглянуть на страничку Рубинштейна в Facebook.
Нонконформист. По словам поэта, хорошее государство — это государство, которое не замечаешь
— Для меня это слово. Если я его употребляю, то имею в виду малую родину — двор, в котором вырос, или дачу, где проводил лето. Родина в узком и наиболее приемлемом понимании. То, что всю жизнь вспоминаешь. А родина в смысле "государство", это ерунда. Любовь к родине — совершенно ложное и непонятное чувство, в которое я не верю. Есть государство, есть человек. Человек важнее государства. Для меня это аксиома. Значит, к государству надо относиться лучше или хуже в зависимости от того, насколько оно тебе не мешает жить. Хорошее государство — это государство, которое не замечаешь. Я в своё время позавидовал своему швейцарскому приятелю, который долго вспоминал, кто у них там премьер-министр. Он сказал, что мэр маленького города, в котором он живёт, это важная фигура, потому что от него зависит, будут убирать мусор или не будут, починят дорогу или нет. А какой-то премьер-министр — всего лишь какой-то премьер-министр.
Ваши картотеки напоминают скрупулёзную работу библиографа-каталогизатора, систематизирующего приметы времени. У Борхеса есть классификация животных: а) принадлежащих Императору; б) набальзамированных; в) прирученных; г) молочных поросят и т. д. Если бы вас попросили составить такой каталог обитателей нынешней России, кто в него вошёл бы?
— Я сейчас не готов. Вы мне задали задачу серьёзную. И интересную, кстати. Я над ней подумаю.
Насколько справедлив тезис "российский демократ/либерал заканчивается там, где начинается Украина"?
— Частично справедлив, если проводить исторические аналогии. Потому что первая фраза, примерно так прозвучавшая, была не про Украину. Не помню, кто это сказал, может быть, Герцен. Но тогда речь шла о Польше. Роль, которую сейчас играет Украина, в XIX веке играла Польша. Украина тогда воспринималась как абсолютная часть Российской империи, и никто про Украину специально не думал, может быть, кроме нескольких людей в самой Украине. А Польша была тем самым пробным камнем, тестом для людей, имперски мыслящих и свободно мыслящих. Многие либералы, которые критично относились к режиму, к царской власти, на Польше ломались. И это же сейчас происходит с Украиной. Вдруг возникла необходимость осознать, что Украина — другая страна. И это трудно для российского человека. Среди них есть разные люди. Есть циничные негодяи, расчётливые подлецы — их мы выносим за скобки. Когда началась история после Майдана и Крыма, произошёл существенный раскол среди тех, кто до этого считал друг друга единомышленниками. Но я могу сказать, что в моём ближайшем кругу этого раскола не было.
Насчёт Крыма. Ксения Собчак в очередном открытом письме Никите Михалкову упомянула крымский вопрос. Она писала правильные вещи о том, что Украина и Россия по Беловежским соглашениям насчёт Крыма "так договорились". И потом вдруг вставила, цитирую: "Так вот, я тоже считаю, что Крым должен был стать частью России… Но эту историческую несправедливость нужно было решать годами переговоров с Украиной". Для меня эта фраза сразу перечеркнула всё её послание. Что вы об этом думаете?
— Это от невежества. Что значит наш? Нынешняя Россия — не та Россия, которая была в XIX веке. Это две разные страны, просто они одинаково называются. Да, в ту Россию входила Украина. Был Крым, принадлежавший Российской империи. Но этого государства давно нет. Потом Крым принадлежал СССР, который тоже не был исключительно российским. Он был государством, в состав которого входили и Россия, и Украина. Когда империя распалась, Крым де-юре отошёл Украине. Можно бесконечно рассуждать, насколько это было правильно-неправильно, но вообще-то тут не бывает правильно, неправильно. Это была территория суверенного государства с теми границами, с какими она вышла из состава СССР. И пересматривать это с точки зрения мирового права просто нельзя.
По любви
У вас есть строчка "Уходим врозь, не забывай меня". Когда человек доживает до определённого возраста, он сталкивается с тем, что люди его поколения начинают умирать. У моего поколения, которое было подростками 90-х, старт этого финиша уже начался. Но смерть — вещь такая несправедливая и обидная, правда?
— Обидная — да, но нельзя сказать, что несправедливая, поскольку есть законы природы. Категория справедливости тут не подходит. Потому что жизнь вообще несправедлива. И история искусств несправедлива. Когда говорят "он был замечательным автором, а его несправедливо забыли". Да его несправедливо забыли, так давайте его справедливо вспомним. Тем, кому кажется, что их несправедливо забыли, пусть вспомнят биографию Иоганна Себастьяна Баха, которого после смерти забыли лет на двести. А в XIX веке вспомнили и помнят до сих пор. Это всё суетные дела. Если говорить о том, что уходят друзья или ты с кем-то расстаёшься по разным причинам — да, это горько, больно, но это очень обогащает.
В каком смысле обогащает?
— Ты начинаешь больше дорожить теми, кто не ушёл, а остался. Разные могут быть последствия от болезненных ощущений. С какого-то возраста человек начинает терять — родителей, бабушку, потом начинают уходить близкие друзья. Сколько-то лет назад ушёл из жизни мой ближайший товарищ Дмитрий Александрович Пригов. Мы с ним были необычайно близки. Он был из тех, с кем можно было переглядываться. Конечно, я это очень серьёзно переживал… Потому что это вырванный клок какой-то. Но он всё равно со мной. Я иногда себя ловлю на том, что, идя по улице, с ним разговариваю. Потому что когда-то мы с ним очень любили гулять и во время прогулок всё время трепались на самые разные темы. И когда мне что-то кажется занимательным или интересным, мне всё время хочется сказать: "Ну как тебе, Димочка, вот это вот понравилось?"
Любовь даёт что-то для текстов?
— Страсть к творчеству — такая же, как страсть к человеку. Конечно, даёт. Мобилизует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Потому что когда ты влюблён, то понятно, что тебе хочется подняться над самим собой. А для человека, который занимается творчеством, лучший выход этой энергии — как раз художества и есть.
• Читайте также: А может, завтра прилетят рептилоиды и всех нас спасут, — Роман Лейбов
Да. Но со временем всё страшнее влюбляться. Потому что за плечами уже есть травматичный опыт.
— Вот этому жизнь не учит. С одной стороны, считается, что опыт гарантирует от всяких дурацких ошибок, с другой — конечно нет. Человека, которому свойственно совершать ошибки, жизнь обычно ничему не учит. И потом… Любовь — это не ошибка, это любовь.
Фото: Александр Чекменёв