Кредиты – очень удобный инструмент, который позволяет немедленно получить все что угодно: айфон, машину, квартиру или отдых в экзотических странах. Но...
Читать далееАрхангельская область_ сельское хозяйство с удавкой на шее · правда севера 0 кредиты на телефоны
Не все сельскохозяйственные предприятия региона видят панацею в помощи областного правительства и депутатов. Напротив, некоторые усматривают в ней попытку накинуть на фермера удавку, чтобы та держала его на коротком поводке.
О том, как помочь сельскохозяйственному производству, в последнее время говорят очень много. Околоправительственные круги видят в качестве решения проблем деньги – субсидии за произведенный товар. Правительственная же Корпорация развития Архангельской области тоже готова пожертвовать миллионы на возрождение из пепла Вельской птицефабрики. Однако, среди сельскохозяйственных предприятий региона есть и такие,
где уверены, что излишняя забота власти о сельхоз производителях ни что иное как попытка потуже связать им руки, а то и вовсе получить над ними контроль.
Между тем, пока суд да дело, в Поморье практически прекратилось производство яиц и куриного мяса, свинины и говядины. Пока регион может похвастаться лишь немного увеличивающимися надоями молока, но и тут мы проигрываем соседям из Вологды.
Разбираясь в статистических таблицах мы пришли к выводу – сельскохозяйственное производство в Архангельской области сохранилось лишь на небольших фермерских хозяйствах, которые в отличие от больших производств более маневренны и независимы.
В одно из таких хозяйств мы и отправились, чтобы проверить нашу теорию.
Некогда известный племзавод Копачево сегодня как раз отвечает заданным условиям – небольшое производство, сохранившееся на останках богатого колхоза, выжило в 90-е, пережило кризис 2000-х, да и сейчас худо-бедно работает.
Уйти или остаться
Село Копачево находится в 103 километрах от Архангельска. Когда-то, в советские годы, здесь располагался колхоз «Путь у коммунизму», в коровниках которого бодро махали хвостами буренки знаменитой холмогорской породы. Но Советский Союз прекратил свое существование. А вместе с ним почили и многие коллективные хозяйства.
Сегодня население Копачево – чуть более 700 человек. Впрочем, многие из тех, кто здесь прописан, постоянно живут в Архангельске и других городах области. А ЗАО «Племзавод Копачево» – единственное работающее в поселке предприятие.
Картина, которая предстает здесь перед глазами вызывает сложные ощущения. Ветхие коровники построенные по проектам 60-х в начале 80-х годов и далекий от современных технологий рабочий быт фермера резко контрастируют с тем, что мы привыкли слышать с трибун областного правительства и видеть на сайтах близких к власти СМИ. Здесь нет ни новых корпусов, красочных снаружи и кристально чистых внутри, ни ровнехоньких дорог, ни избытка нанотехнологий – здесь все по-старинке. Труд фермера тут, как и в советские годы, незамысловат и пахнет навозом. Ну, что ж… Ничем не пахнет только безделье, помните?
Сегодня руководит предприятием наблюдательный совет. Со времен, когда развернулось борьба за существование предприятия – в 2012 – 2015 годах, очередь из желающих занять кресло директора племзавода так и не выстроилась. Его директор, Александр Гаврись, избранный общим собранием акционеров в середине 2012 года, на сегодняшний день является и членом наблюдательного совета общества и продолжает руководить предприятием.
— В 2012 – 2013 годах предприятие находилось перед выбором – либо ликвидироваться, умереть, либо идти на комплексное изменение предприятия, бороться за него, – вспоминает Александр Гаврись. – Тогда мы приняли решение продолжать работу. Но некоторые магнаты загнали нас в такие тиски, что казалось мы были должны всем, включая собственных работников. Правосудие тогда встало не на нашу сторону: бесконечные проверки и штрафы привели к началу изъятия техники и прочего имущества предприятия. Спасти все нажитое имущество племзавода и наработанное десятилетиями хозяйство мы попытались введя процедуру внешнего наблюдения. Затем здравомыслящие кредиторы одобрили составленный нами план финансового оздоровления. На сегодняшний день он уже дает свои плоды – долги мы постепенно отдаем, согласно утвержденного графика.
Вот только трудности периода борьбы за жизнь во многом аукаются предприятию и сегодня. Прежде всего в виде ежегодных «подарков», которые племзавод перед посевной получает от одного из «главных инвесторов Холмогорского района» (как он сам себя называет) – депутата областного собрания, руководителя ООО «УК «Альянс-менеджмент» (управляет кроме прочего ОАО «Молоко») Владимира Петрова в виде исполнительных листов с последующим посягательством на имущество. А все дело в том, что и племзавод и его руководство в 2012 – 2013 годах были должны «Альянс-менеджменту». Долги фермеры отдали, но на этом дело не закончилось.
— В 2013 году мы отдали все долги, остались только штрафы и пени за просрочку, предусмотренные договором, – рассказывает Александр Гаврись. – Несмотря на разного рода и политические и экономические договорённости, обещания скостить нам долги Владимир Петров не сдержал и регулярно шлёт нам претензии по оплате штрафов и пеней с намеком – отдайте имущество.
Мясо вкуснее от бедности
— Сегодня наше поголовье – это крупный рогатый скот, свиньи, гуси, утки, куры, бараны, кролики. Мы стараемся не зацикливаться на одном виде животноводства чтобы диверсифицировать производственную базу – разложить яйца в разные корзины, как любит говорить экс-министр финансов Кудрин, – улыбается Александр Гаврись. – Гуси, например, вообще были экспериментом. Но, оказалось, что они у нас вполне пользуются спросом.
Нехваткой рынка сбыта племзавод не страдает. Вернее, руководство предприятия вообще не заморачивается этой темой. Спрос на их продукцию есть всегда. Причем, за редким исключением покупатели сюда приезжают сами.
— Мы уже давно не продаем молоко ни Архангельскому, ни Северодвинскому молокозаводу. У нас его не так много, чтобы мы могли позволить себе продавать его молокозаводам по 19 рублей за литр. Мы продаем его за 40 – местным жителям, своим работникам, приезжающим покупателям. И все, представьте, расходится.
Та же картина и с мясом. Копачевскую свинину или говядину найти на прилавках магазинов невозможно.
— Она у нас немного дороже, чем у наших конкурентов. Но, тем не менее, недостатка в спросе мы не испытываем. Причина – высокое качество, – продолжает Гаврись. – Мы ведь – хозяйство бедное, у нас нет денег на добавки к кормам. Поэтому наше поголовье питается только натуральными кормами. Да, это сказывается на сроке созревания мяса – он становится в два раза дольше. Зато его вкусовые качества выше всяких похвал. Оттого и стабильный спрос.
Но качественная продукция и стабильный спрос не избавляют предприятие от основных проблем.
— С точки зрения производства наша основания проблема – нехватка рабочих рук, – сетует Александр Гаврись. – Сейчас у нас работает всего 12 человек. Причем все они – приезжие. Мы обеспечиваем их жильем, зарплатой, работой, но беда в том, что работники не всегда это ценят.
«Сторублевики» работать не хотят
Что до местных жителей, то они, по словам Александра Гаврися, племзавод не жалуют.
— Местные работать не хотят. Отвыкли, наверное. Людям достаточно тех подачек, которые они получают от облюбовавших эти места олигархов, людей, которые пару лет назад скупили колхозные паи за 10 – 15 тысяч рублей, тем самым и лишив местное население нормальной работы. Но местные, похоже, не расстраиваются. В день приезда барина выстраиваются в очередь у ворот – кто мусор готов вынести, кто дорожку подмести, а кто и просто на жизнь пожаловаться. За это они неизменно получают 100 – 200 рублей. На достойную жизнь этого, конечно, не хватит, но на выпить-закусить вполне. Таких людей тут так и прозвали – «сторублевики», – с грустью в голосе рассказывает Гаврись.
Тем не менее, трагедии на племзаводе из такого положения вещей не делают – бывали времена и похуже.
— Была бы земля и работа, а люди найдутся, – повторяет Александр Гаврись. – Мы ведь предлагаем и жилье, и зарплату хорошую. Так что выкручиваемся.
От государства тут помощи тоже не ждут. В 2012-13 годах хозяйство получало субсидии из регионального бюджета на производство молока. Однако сейчас предприятие избегает и государственной помощи и кредитов частных банков.
— Недавно мы приняли решение отказаться от субсидий из регионального бюджета. На наш взгляд, это как раз тот случай, когда под видом помощи нам наоборот начинают мешать, – размышляет Гаврись. – Получали мы из бюджета немного, но зато проверок, инспекций, отчетов пережили – будь здоров! По той же причине стараемся не брать и кредиты в коммерческих банках. Ведь для того, чтобы получить деньги, нужно дать что-то в залог. А это значит, что нужно поставить предприятие перед угрозой лишиться средств производства. Пару лет назад мы купили в кредит технику. Так кое-кто из заместителей в правительстве области до сих пор атакует банк письмами с просьбой, чтобы тот настоял на прекращении на нашем предприятии процедуры финансового оздоровления и возврата в банкротство. Зачем это надо? Все просто – чтобы изъять эти трактора, продать их за полцены и в конечном счете лишить нас средств производства.
Но самая главная проблема предприятия – отнюдь не нехватка рабочих рук или финансовых средств. Больше всего сельхозпроизводителю не хватает… земли.
Но об этом мы расскажем завтра в следующем материале в Интернет-газете «Правда Севера». На этот раз поговорим о роли депутата областного собрания Эрнеста Белокоровина в захвате земель в Копачево для строительства домов для миллионеров, и о том, как видит развитие сельхозпредприятий в своём районе Холмогорская администрация.