Президент России Владимир Путин подписал указ о передаче Башкирии части акций нефтяной компании «Башнефть», следует из материалов, опубликованных в по...
Читать далееБашкирия накануне выборов_ оценки и прогнозы - иа regnum деньги 8 букв
Уфа, 10 Июня 2016, 13:27 — REGNUM
В сентябре 2016 года в Башкирии пройдут выборы не только в Госдуму, но и в органы местного самоуправления (МСУ) основных муниципалитетов республики. Прежде всего — в Уфимский горсовет, новый состав депутатов которого будет решать будущее мэра. Основная интрига заключается в том, будет ли продлён срок полномочий нынешнего мэра Уфы Ирека Ялалова, тем более, что последний год мэрию сотрясают многочисленные скандалы, а также открытый конфликт мэра со своим первым замом Александром Филипповым, передаёт корреспондент ИА REGNUM. Кроме того, выборы состоятся также ещё в 7 городах республики.
Политолог
Дмитрий Михайличенко отмечает, что уровень развития местного самоуправления в Башкирии и его особенности можно представить, используя концепцию «4-х Россий» Натальи Зубаревич.
«Столица и крупнейший в регионе город Стерлитамак условно представляют собой «первую Россию», поскольку в этих городах есть необходимые условия и запросы на модернизацию, присутствует протестный потенциал и сильное муниципальное управление», — говорит эксперт.
В больших и средних городах ощутима зависимость от бюджета, муниципальное самоуправление в большей степени ориентировано на исполнение поручений республиканских властей и лояльно им. При этом муниципальная бюрократия стремится выслужиться.
«Малые города и сельская периферия пассивны и лояльны, — отмечает Михайличенко. — К факторам, способным дестабилизировать обстановку в данном секторе можно отнести национальный вопрос, однако любой протест будет отличаться незначительным масштабом и быстро локализован. Муниципальная власть тесно связана с «местными кланами», которые контролируют ситуацию в районе. Она, с одной стороны, представляет их интересы (а не населения),и распределяет бюджетные деньги — с другой. Нагрузка на муниципальную власть в данных районах минимальна, ответственность её также незначительна, так как от неё не требуется создание условий для экономической модернизации и инновационного развития. Главная её задача — обеспечение социальных гарантий местному населению, требования которого минимальны».
«Местное самоуправление не выполняет роли представителя интересов населения муниципалитета, а следует лишь указаниям региональных властей, что вынуждает население обращаться непосредственно к последним. В этой связи падает доверие населения к муниципальной власти. Несмотря на то, что муниципальные чиновники должны быть намного ближе к народу, чем представители государственной власти, администрации в районах фактически превратились в закрытые корпоративные объединения, существующие не на благо людей, а работающие на себя и выполняющие поручения республиканских властей. Стремление федерального центра переложить на плечи субъектов ответственность за обеспечение социальных гарантий и поиск ресурсов для инновационного развития регионов при сохранении известной слабости муниципальной власти приведет к перегрузке республиканской администрацией, которая должна будет нести всю ответственность за любые провалы и сбои в решении, как республиканских, так и муниципальных проблем», — подчёркивает эксперт.
Политолог Кирилл Зотов отмечает, что инициативность местного самоуправления ограничивается финансовой зависимостью от регионального бюджета: «Зачастую размеры финансирования определяются не объективными потребностями МСУ, а личными связями, услугами, вознаграждением за успешную реализацию заданий и т. п. Причём вознаграждение не может быть формализовано. В этой связи можно наблюдать различные способы поощрений, от позитивных финансовых решений в интересах отличившихся муниципальных образований до кадровых перестановок, в том числе продвижение муниципальных чиновников на те или иные статусные позиции в региональной исполнительной власти. Система перераспределения доходов внутри региона снижает стремление успешных муниципалитетов к своему развитию, так как они в конечном счёте не могут рассчитывать на дополнительные, ими же заработанные средства».
По его мнению, кризисные явления в экономике усиливают финансовую зависимость муниципальной власти от республиканской, делая её еще более лояльной. В то же время необходимость самостоятельного поиска альтернативных источников финансирования ставят перед муниципальной властью дополнительные вызовы, справиться с которыми могут лишь по-новому мыслящие чиновники. Простого сохранения лояльности республиканским властям уже недостаточно, МСУ должны выступать с инициативами, обеспечивать социальный мир путём улучшения условий жизни населения, считает политолог.
С ним согласен и экономист Константин Кузьминых: «События в ряде крупных городов Башкирии (в частности, в Нефтекамске) свидетельствуют о том, что у людей сформировался запрос на эффективного представителя-управленца, обладающего опытом социального проектирования на муниципальной территории, готового к диалогу с населением, способного не только артикулировать проблемы в муниципальном образовании, но и отстаивать их перед региональной властью».
Исполнительный директор евразийского центра «Самрау» Константин Сафронов отметил, что в уфимский горсовет идут, как правило, руководители крупнейших МУПов и ГУПов столицы Башкирии, а также представители крупного бизнеса. «Партийная принадлежность не имеет определяющего значения, главное — ресурс, которым обладает кандидат. Задача городских и республиканских властей сделать так, чтобы депутаты не только лоббировали свои интересы, но и учитывали потребности города. Выстроить такую конфигурацию — задача мэра. А для этого нужны лидеры общественного мнения. Попадут ли они в следующий состав горсовета — пока сказать трудно. При этом пока не ясно, сохранит ли нынешний глава города свой статус после сентября. Однако степень влияния Ирека Ялалова на нынешний состав горсовета — определяющая», — считает Сафронов.
По его мнению, уфимцев совершенно точно ожидает обновление депутатского корпуса. «Этим сейчас активно занимается «Единая Россия». Вполне логичным, учитывая экологические проблемы города, смотрелось бы присутствие в списке депутатов представителя «зелёных». То же самое относится и к «Яблоку», сторонники которых есть в этом мегаполисе. Что же касается КПРФ и ЛДПР то они, традиционно, не очень пристальное внимание уделяют выборам в горсовет и довольствуются, как правило, 2−3 кандидатами», — отметил эксперт.
Как ранее сообщало ИА REGNUM , д л я участия в предварительном голосовании «Единой России» зарегистрировано 107 человек , из которых 61 состоит в партии «Единая Россия», 40 — беспартийных и 6 являются сторонниками партии власти. «Интересно разворачивалась борьба в уфимском избирательном округе, где участвовало 34 кандидата. Это самый высокий показатель среди всех 225 одномандатных округов в стране. Явка составила 11,85%.
Читайте также: Что показали праймериз в Башкирии
Читайте ранее в этом сюжете: «ЕР» заботится об имидже, оппозиция мобилизует «ядерный электорат»