Компания Samsung Electronics объявила о начале поддержки карт платежной системы Visa сервисом Samsung Pay. Кредит наличными онлайн Начиная с 1 декабря...
Читать далееКак «ясная поляна» доросла до семи миллионов призового фонда - readrate е деньги омск
Что общего у корейских художников и российских писателей, как у премии «Ясная Поляна» появились 7 миллионов рублей призового фонда и влияет ли соучредитель, компания Samsung, на выбор лауреатов? Об этом ReadRate рассказала Наталья Малёва, глава Департамента по связям с общественностью и спонсорским проектам штаб-квартиры Samsung Electronics по странам СНГ.
– Наталья, поддержка литературы – это глобальная стратегия Samsung или «особый подход» к России?
– Samsung известен как технологическая и инновационная компания, но также нас знают как мецената и спонсора современного искусства. Ещё в 1985 году Samsung создала международный фонд по поддержке
культуры и искусства. В первую очередь компания хотела продвигать в мире корейских художников, чтобы люди узнавали о культуре этой страны и о том, что стоит за историей Samsung.
– Насколько успешно удалось продвинуть корейскую культуру за рубеж?
– Вполне! До поры до времени Корея была очень закрытой страной, и когда в 70–80-х годах прошлого века начался экономический бум, в мире не очень хорошо знали и понимали эту страну. В силу того что Корея у нас не одна, шаблоны, связанные с Северной Кореей, накладывали отпечаток на восприятие Южной Кореи. Задача была показать основы настоящей корейской культуры: что движет менталитетом, что сподвигло Корею стать экономически успешной. Чтобы опровергнуть клише, которые сложились в мире, Samsung поддерживал современных корейских художников, которые делали довольно радикальные, экспериментальные вещи. Сегодня их искусство воспринимается на ура. Корейское искусство популярно и признаётся во всём мире.
– Как к корейским художникам добавились российские писатели и, видимо, не только они?
– По мере того как компания становилась транснациональной, миссия поменялась. Samsung начала поддерживать все значимые проекты в сфере культуры и искусства на основных рынках своего присутствия. Поддержка оказывается по нескольким направлениям. Во-первых, это классическое искусство и сотрудничество с ведущими музеями мира. Нашими партнёрами стали Британская национальная галерея, практически все музеи Франции, все значимые музеи Италии. В Нью-Йорке мы сотрудничаем с Музеем Гуггенхайма. Мы поддерживаем реставрационные программы, а также модернизируем музеи, помогаем их оснащать, создаём техническую базу для их деятельности. Samsung настолько много вкладывает в это направление, что его роль стала выходить за привычные рамки: в Музее Гуггенхайма Samsung теперь выступает официальным куратором всего азиатского искусства.
– То есть ваша компания отбирает произведения, которые попадут в музей?
– Да, практически мы курируем всё, что там происходит.
– У вас в компании есть департамент искусствоведов?
– Есть специалисты, которых привлекает для этой работы фонд Samsung. Уже можно говорить об экспертизе в этой сфере, что уникально. Не каждая корпорация обладает такими качествами. Возвращаясь к вопросу о литературе: проекты в этой сфере Samsung поддерживает в течение последних 30 лет. Значимое направление – всё, что связано с технологическими инновациями. Мы разрабатываем приложения для новых прочтений литературных произведений.
– Вы имеете ввиду приложение «Живые страницы»?
– Это один из примеров.
– Есть и другие?
– Есть аналогичные примеры. Среди них – приложение RE:Shakespeare, созданное для студентов, изучающих творчество Уильяма Шекспира по всему миру. В приложении RE:Shakespeare используются интерактивные игры и видеоконтент, снятый с помощью камеры Samsung Gear 360 и позволяющий ощутить себя участником действия пьес Шекспира на сцене. Ещё одно важное направление – это собственно спонсорство. Проекты выбираются продуманно: это должна быть значимая в национальном масштабе история с международным звучанием. Например, мы партнёры премии Рабиндраната Тагора в Индии, которая в чём-то похожа на «Ясную Поляну». Эта премия отмечает современных молодых индийских авторов. С «Ясной Поляной» Samsung сотрудничает с даты основания – с 2003 года является соучредителем премии, и этот проект отобран не случайно. Корейцы с огромным уважением относятся именно ко Льву Толстому, он по-настоящему известен, его книги издают и читают. Философская основа его произведений созвучна тому, во что верят корейцы – и современные, и старшее поколение. Им близки темы трудолюбия, ненасилия и человеколюбия, которые поднимаются в романах Толстого.
– Происходит ли какое-то взаимодействие и сотрудничество между премиями? Взаимные переводы лауреатов? Включение членов жюри одной премии в число экспертов другой?
– К сожалению, нет. Хотя, возможно, этот вопрос стоит поднять. Samsung гибкая компания. Новые идеи у нас принимаются открыто, и вы, может быть, подали сейчас такую идею.
– Вам не кажется, что чтение менее популярно, чем просмотр кино и сериалов и поддержка литературы проигрывает по охвату аудитории спонсорству визуальных искусств?
– Выбор проектов для спонсорства зависит от того, что более приоритетно для Samsung на определённых рынках, а также от развитости, влиятельности и значимости определённого вида искусства для страны присутствия. Например, в США, где развита индустрия кино в целом и независимое кино в частности, мы давно и активно сотрудничаем с фестивалем «Сандэнс». Samsung глубоко интегрирован в концепцию фестиваля, это не просто технический спонсор. Для России таким значимым видом искусства стала литература. Также Россия по праву гордится своим балетом – поэтому Samsung стал партнёром Большого театра и сотрудничает с ним уже 25 лет.
– В последние годы благодаря Samsung существенно вырос призовой фонд премии «Ясная Поляна». Что вас сподвигло увеличить его? Ведь премия пользовалась авторитетом и с меньшим бюджетом. Как это повлияло на премию?
– Samsung вдохновил отзыв со стороны читателей: мы убедились, что эта поддержка приносит результаты. Мы увидели, какая большая работа делается жюри, насколько кропотливо эксперты отбирают произведения, которые затем влияют на поколения читателей и писателей. Мы видим, какой колоссальный конкурс и тщательный отбор проходят лауреаты и их книги. Конечно, такой труд должен быть достойно оценён. Это вдохновило компанию развивать премию в международном масштабе – у «Ясной Поляны» в прошлом году появилась номинация «Иностранная литература». Резонанс во всём мире был просто колоссальным – настоящий ажиотаж. Увеличение призового фонда помогло расширить пул авторов, рассматриваемых в рамках премии, увеличить её охват и влияние.
– Вы говорили, что в Музее Гуггенхайма компания влияет на культурную политику и формирование экспозиции. А влияете ли вы на формирование состава жюри премии «Ясная Поляна»? Есть ли у вас голос при выборе номинаторов и лауреатов?
– В этом вопросе мы полностью доверяем музею-усадьбе «Ясная Поляна» и Владимиру Ильичу Толстому. Мы не влияем на состав жюри, уважаем мнение экспертов. Надо разграничивать экспертизу. Samsung не вмешивается в решения жюри, но при этом у нас есть своя номинация – специальный приз Samsung «Выбор читателей», которая проводится при поддержке компании. Выбор победителя в этой номинации происходит путём открытого голосования в Интернете.
– Современная российская литература, к сожалению, слабо известна за рубежом. Может ли Samsung сделать для молодых российских писателей то же, что в своё время сделал для молодых корейских художников, – помочь росту их популярности в мире?
– Премия «Ясная Поляна» за эти годы набрала вес, респектабельность, масштаб. Мы будем исследовать возможности, как она может помочь мировому признанию российских авторов. Кооперация между литературными премиями в странах – один из возможных путей.
– Спасибо за беседу!
Беседовала Анна Бабяшкина