B оргкомитете чемпионата мира по футболу FIFA-2018 представили фирменные стили городов, в которых пройдут матчи. Стили опубликовали на официальном сай...
Читать далееВ Мичуринске скоро появится памятник яблоне – местному бренду. В ожидании открытия нового памятника и Пичаевский район: здесь хотят увековечить женщину-сосну – Пичаву (деньги на него собирают сами жители). В давние времена жили на этой территории мордовские племена. Народный эпос рассказывает об истории молодого князя, который сильно любил свою жену, но однажды она заболела. Чтобы исцелить возлюбленную, князь разбил лагерь в лесу
и стал молиться сосне: по верованию древних именно она дает здоровье и силу. Однако молитва не помогла, в отчаянии князь срубил дерево. И увидел, что срубленная сосна «превратилась» в его возлюбленную: очертания дерева напоминали женскую фигуру. Язычники называли эту сосну «Пичава». Таким образом, мичуринцы и пичаевцы продолжают традицию установки памятников, отражающих местный колорит. Такие памятники уже есть в Тамбове (тамбовский волк и тамбовский мужик), в Котовске (неваляшки – правда, концепция памятника сегодня пересматривается, однако жители не собираются отказываться от идеи увековечить местную достопримечательность). В Моршанске установлен памятник известному земляку – футболисту Всеволоду Боброву. Мучкапский район гордится изваянием работы Зураба Церетели – памятником Борису Пастернаку: на пути к своей возлюбленной в 1917 году поэт провел здесь всего несколько дней, но написал свой знаменитый сборник стихов «Сестра моя жизнь» (фото 1)…
Изображения этих и других тамбовских памятников сегодня красуются на региональных туристских путеводителях, в рекламных буклетах, на открытках и сувенирных магнитах. «Памятник, скульптура становится знаком, символом того или иного места на карте. Где такого символа нет, надо срочно ставить!» - это утверждение принадлежит членам одного из интернет-сообществ любителей памятников-визиток. В нашей стране и не только существуют целые клубы, которые интересуются, коллекционируют изображения памятников, собирают истории создания и их легенды.
Однако в 2010 году на странице той же «Трудовой нови» было опубликовано открытое письмо Михаила Есина, адресованное главе города Алексею Колмакову под заголовком «Какой памятник нужен Рассказову?». Его полный текст можно прочитать на фото 4. В письме говорится: «Почему бы для сохранения и отражения исторической и экономической составляющей части жизни нашего города не рассмотреть идею о возведении монумента рассказовскому шерстяному носку? Это могло бы положительно отразиться на развитии туризма в нашем городе. Похожий вариант реализован в Луховицах, где в центре города установлен памятник соленому огурцу, несмотря на то, что там отлично работают различные отрасли экономики… Однако город славится луховицким огурцом!... Памятник-монумент – это отличный способ сохранения современной истории города; источник привлечения туристов, возможность включения в перечень населенных пунктов, имеющих уникальные памятники…».
Потом выяснилось, что с памятником вязальщице (в смысле его уникальности) мы опоздали. Объединение «Малая родина» РП ТГУ подготовило тогда статью на эту тему (фото 6): уже в трех российских городах отблагодарили местных мастериц, установив вязальщицам памятник из бронзы. Например, в Зеленогорске (Ленинградская область) – памятник в виде клубка со спицами. Существует поверье: если потереть спицы о клубок, вязаться будет легко и быстро. В Белгороде есть бронзовая вязальщица, которая сидит на скамеечке и вяжет чулок, при этом о чем-то мечтает… Настоящий шедевр установлен в городе Урюпинске Волгоградской области. Урюпинск является городком туристическим, хотя в нем проживают всего 40 тысяч человек. Его история тесно связана с таким ремеслом как вязание (и, кстати, вязать там стали тоже не от скуки, а во многом, как и рассказовцы, из-за нужды). Пуховязание для горожан превратилось в профессию и стало визитной карточкой центра российской глубинки. Коз здесь держали и держат в каждом втором доме, а прядет и вяжет все население. Свой товар (кофты, носки, шапки и платки) горожане продают на рынках и в поездах. В 2000 году наряды из урюпинского козьего пуха представил в Париже сам Вячеслав Зайцев.
- Нашим жителям захотелось установить памятник, который отражал бы нашу историю, нашу жизнь, - сообщили урюпинцы . – А поскольку пуховязание – это наше все (и прошлое и настоящее), то вот так и получилось: сначала памятник козе-кормилице (чтобы мы без нее делали?!), затем памятник рукодельницам, труженицам – нашим бабушкам, мамам, сестрам… Уральский скульптор Алексей Ковалев тогда сoздaл памятник-согласие, сoстoящий из фигуры тpex женщин-рукодельниц, сидящих зa прялкой и занятых кропотливой работой — ческой, прядением пуха и вязанием. В ногах маленький котенок – символ тепла и уюта – гоняет клубок шерсти. В проекте памятника воплотились образы простых женщин, которые символизируют не просто работу вязальщиц, но и саму суть жизни тихого провинциального города, в котором пуховой промысел стал основой быта и прославил местных мастериц на весь мир.
На шоссе Петрозаводск – Мурманск красуется памятник асфальтному катку, как знак признательности дорожникам. В 2005 году одну из московских улиц украсил постамент, на который поместили плавленый сырок «Дружба». Есть памятники пельменю, яблоку, электрической лампочке, ножницам, мусоровозу. В Екатеринбурге и Омске решили отдать дань уважения водопроводчику: и теперь бронзовый человек одной из самых нужных профессий выглядывает из канализационного люка прямо посреди городских площадей. В Челябинске увековечили в камне нищего, в Тюмени – лошадь в грязи, в Белгороде – неподкупного гаишника. Есть даже памятник человеку – невидимке – бронзовая плита с отпечатками двух босых ног (фото 7). Памятники стали довольно популярными у местных жителей и посетителей городов. Об этом можно судить по многочисленным фотографиям, сделанным рядом и интересным комментариям (фото 8).
Эти произведения искусства горожанами почитаемы: с них начинаются краеведческие экскурсии, о них складывают легенды, верят сами и рассказывают туристам, которые устремились в путешествия ради этих памятников. Некоторые туристы едут исключительно ради легенды (в другом случае, никогда не поехали бы в неизвестный городок). Все понимают, легенда – просто забава, и все равно едут. Уникальность посещаемого памятника делает уникальной и саму легенду. Например, оставишь монетку около такого памятника – непременно будешь богатым, или присядешь рядом на лавочку – будешь счастливым. К четырехметровому чугунному дереву желаний в Кронштадте приезжают со всего света, чтобы попросить о самом сокровенном. А сколько фотографий, сделанных рядом с такими шедеврами, разлетаются по миру, делая рекламу самому городу. Вот, к примеру, в Рязани увековечили крылатое выражение: «А у нас в Рязани грибы с глазами: их едят, они глядят!». В Калининградской области появился памятник шпротам. В Московской области – уже упоминаемый памятник соленому огурцу с надписью «кормилицу от благодарных жителей». В Йошкар-Оле – памятник «Йошкин кот» (фото 10). Иногда забавный памятник – это единственная достопримечательность населенного пункта.
- Самое необычное – это его размеры. Высота скульптуры всего 44 миллиметра, - с гордостью рассказывали жители Томской области. – И наша лягушка – стала самым маленьким памятником в мире. Создание большого памятника влетело бы в копеечку. Необычная скульптура пользуется большой популярностью среди томичей и гостей города. А еще у нас есть памятник электрику – очень мы его любим. Около роддмома установлен памятник волшебной капусте. Напротив гостиницы «Томск» есть памятник домашним тапочкам, в которые народ любит обуваться: плита на невысоком постаменте, на ней тапочки, в которые можно засунуть ноги. Фотографии просто классные! А эмоции непередаваемые!... (фото11)
