Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру» ...
Читать далееВ деле владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика, арестованного в связи с терактом 2011 года (его обвиняют в несоблюдении должных мер безопасности, приведших к гибели людей), вновь проявился давний конфликт между Следственным комитетом и Генпрокуратурой. СК, возбудивший дело, добился того, что Каменщик оказался под домашним арестом, а еще трое фигурантов (включая бывшего управляющего директора компании, обеспечивавшей безопасность аэропорта) – под стражей.
Что возмутило прокуратуру в «деле Каменщика»?
Решения Следственного комитета вызвали открытое противодействие со стороны прокуратуры. Как стало известно, заместитель генпрокурора РФ Владимир Малиновский направил в СК несколько жалоб. Из них следует, что вина фигурантов не доказана, а обвинения в их адрес незаконны (как и последовавший арест). Прокуратура потребовала освободить арестованных и закрыть дело. Ответа от СК, по имеющимся данным, она не получила.
Однозначного ответа на вопрос, чем вызвано противостояние в «деле Каменщика», нет. Одни считают это продолжением аппаратной борьбы между силовиками (как выразился бывший зампред Центробанка, старший научный сотрудник Института Брукингса Сергей Алексашенко, «давно идут разговоры о том, что они пытаются друг другу вставлять палки в колеса»). Другие – тем, что силовики «получают указания от разных чиновников» (хотя формально и Бастрыкин, и Чайка являются назначенцами президента Владимира Путина). В ходе опроса, проводившегося на сайте «Эха Москвы», некоторые также предположили, что одна из сторон могла получить «коррупционный заказ». Как развивался конфликт между ведомствами?
Противостояние между ведомствами Александра Бастрыкина и Юрия Чайки
тянется с середины 2000-х годов. Оно проявляется в пикировке из-за
уголовных дел, борьбе за влияние и полномочия и взаимных обвинениях. В
начале 2010-х годов, после прямого вмешательства Кремля, конфликт поутих, но так
и не был исчерпан.
Первая фаза противостояния началась еще в 2007 году, когда Следственный комитет, входивший в состав Генпрокуратуры, решили выделить в отдельную структуру (процесс был завершен в начале 2010-х годов). Вскоре СК превратился в одну из самых влиятельных силовых структур России, а влияние прокуратуры, за которой остались надзорные функции и поддержка гособвинения в судах, упало. В неофициальном рейтинге наиболее влиятельных российских политиков, опубликованном в начале 2016 года, Бастрыкин занимал 15-е место, а Чайка – лишь 31-е.
Успех Бастрыкина объясняли его близостью к Владимиру Путину (будущий глава СК был комсоргом группы на юрфаке ЛГУ, где учился будущий президент). Чайку при этом в течение некоторого времени связывали с теми, кто выступал за продолжение президентства Дмитрия Медведева (этим в том числе объясняли то, что Бастрыкин оказался успешнее, когда на президентский пост вернулся Путин).
Конфликты между ведомствами начались почти сразу же после того, как СК стал автономной структурой. Одним из первых стало дело замминистра финансов Сергея Сторчака, арестованного в 2007 году по подозрению в мошенничестве. Прокуратура тогда отменила постановление СК о возбуждении одного из дел в отношении Сторчака и других фигурантов, следователи в ответ обвинили прокуроров в процедурных нарушениях (в том, что документ об отмене дела был подписан задним числом). В итоге разбирательство было прекращено за отсутствием состава преступления. Когда конфликт достиг своего пика?
Наиболее громким скандалом, выплеснувшимся в СМИ, стало дело о подмосковных казино, в котором оказались замешаны сотрудники прокуратуры (по версии следствия, они покрывали незаконный игорный бизнес). Следователи возбуждали уголовные дела, которые прокуратура отказывалась утверждать. Противостояние дошло до того, что у следствия появились вопросы к сыну генпрокурора Артему Чайке, прокуратура на этом фоне потребовала проверить главу подмосковного управления СК Андрея Маркова на предмет коррупции.
Ситуацию пришлось улаживать тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву. После совещания с участием глав обоих ведомств, состоявшегося в марте 2011 года, конфликт немного разрядился. Как сообщили тогда источники в СК и прокуратуре, участников встречи президент «развел по углам», дав понять, что их пикировка вредит имиджу власти. В чем подозревали Бастрыкина и Чайку?
На
фоне межведомственной борьбы возникали и скандалы, в которые были вовлечены главы
прокуратуры и СК. Так, Бастрыкина подозревали в связях с «русской мафией» в
Испании (можно вспомнить и разоблачения, касавшиеся бизнеса в Чехии, и историю
с угрозами в адрес журналиста «Новой газеты» – сам глава СК и то, и другое
отрицал). Сына Чайки – в ведении бизнеса с людьми, которые были связаны
деловыми отношениями с женами лидеров «банды Цапков».
При
этом оба – и Бастрыкин, и Чайка – сохранили свои посты. Несмотря на скандалы и
аппаратную борьбу, оба по-прежнему устраивают Кремль. После прошлогоднего
расследования Фонда борьбы с коррупцией, посвященного сыновьям генпрокурора, некоторые
полагали, что на этот раз дело нельзя будет просто спустить на тормозах. Однако
Кремль – в унисон с Чайкой – объявил расследование заказным. По одной из
версий, сработал не столько аппаратный вес генпрокурора, сколько принцип «своих
не сдавать». Как шла борьба за полномочия?
Прокуратура, утратившая часть полномочий, не сдавалась. В 2014 году она добилась того, что ей вернули функцию надзора за Следственным комитетом. В Госдуму также были внесены поправки, позволяющие прокурорам самостоятельно закрывать уголовные дела. Пока что они не приняты, однако в конце 2015 года они получили положительное заключение Верховного суда.
Следственный комитет мог ответить на это созданием «суперведомства», объединив под своим началом следственные подразделения МВД, ФСКН и других структур. Возможность его создания обсуждалась несколько лет. Утверждалось, что еще в 2014 году в Кремле собирались подписать соответствующий указ. Однако в силовых структурах, в том числе в ФСБ, инициативу СК не поддержали. В итоге Бастрыкин объявил, что проект единого следственного ведомства заморожен и не будет возобновляться в обозримом будущем.
Оформив подписку на Slon Magazine в рамках этого пакета, вы увидите специальную ссылку и промокод (дублируются на почту). Перейдя по ссылке, вы получите подписку на «Дождь». Другой путь: ввести промокод на странице «Дождя». Кроме того, вы можете передать этот код другому человеку, таким образом подарив ему подписку на телеканал.
«Дождь» — ведущий независимый телеканал информационной направленности. В его эфире можно увидеть острые темы, неожиданных гостей и горячие дискуссии, которых давно лишилось эфирное федеральное телевидение. Среди ведущих «Дождя» — Ксения Собчак, Павел Лобков, Татьяна Арно, Михаил Козырев.
