Руководство России приняло решение о поддержке экономики Белоруссии, заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Президент России и премьер не т...
Читать далее2 апреля исполнилось 20 лет подписанию договора о создании сообщества Белоруссии и России. Как заявил председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, "наши братские народы многое объединяет: мы плечом к плечу боролись с фашизмом, вместе изгнали врага с нашей земли".
Законодатель напомнил, что за прошедшие годы Российской Федерацией и Республикой Беларусь многое сделано для повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления исторически сложившихся межрегиональных связей. "Сегодня Союзное государство уверенно продвигается
по пути взаимовыгодной интеграции, развития политического и экономического сотрудничества", - сказал он.
Накануне этой даты, 1 апреля, Белоруссия попросила снизить стоимость российского газа почти вдвое. В Минске уверены, что 80 долларов за тысячу кубометров газа будет достаточно.
Напомним, в 2015 году Минск платил за тысячу кубометров "голубого топлива" 142 доллара, а в 2014 году – 165 долларов при курсе российского рубля в то время 32–33 за доллар. По мнению премьер-министра Белоруссии Андрея Кобякова, логично, что газ уже должен стоить порядка 80 долларов. Он также добавил, что Россия соглашается получать оплату за энергоресурсы только в иностранной валюте, а Минск предпочел бы рассчитываться в рублях.
Корреспондент Regions. ru поинтересовался у парламентариев: Как Вы расцениваете требование Белоруссии снизить стоимость газа и производить расчеты в рублях? Каким Вы видите будущее Союзного государства?
С 2000 по 2003 годы я был заместителем госсекретаря Союзного государства, так что все его проблемы мне знакомы не понаслышке. Хочу заметить, что у Белоруссии к нам всегда были разного рода просьбы. С другой стороны, Белоруссия – во-первых, стратегический партнер России. Во-вторых, в рамках Союзного государства мы строим общую экономику, поэтому взаимные уступки быть должны. Подчеркиваю – взаимные. Однако на сегодняшний день имеется перекос в уступках: посмотрев, что дает Россия Белоруссии и что Белоруссия готова давать взамен в рамках общего сотрудничества, все становится очевидно.
В качестве примера могу привести спор вокруг Минского завода колесных тягачей. Белоруссии также не стоит забывать, что ее основным рынком является Россия, а она диктует нам свои цены.
Будущее Союзного государства пока носит больше виртуальный характер, хотя есть и бюджет Союзного государства, и парламент Союзного государства. А так как Союзное государство в принципе является частью пространства евроазиатского экономического сотрудничества, где идут интеграционные процессы, то они не исключены и в рамках Союзного государства.
Из тех республик, что входили в состав Советского Союза, перипетии последних 20 лет Белоруссия переживала так же тяжело, как и другие. Но именно она смогла не только достичь уровня ВВП, который был у нее в советские годы, но и увеличить его, чего не удалось сделать многим другим государствам.
Позиция Белоруссии и ее руководства во главе с Лукашенко во многом обусловила создание союзного с Россией государства. Правда, в свое время - и прежде всего по вине российской стороны - процесс развития союзнических отношений несколько затормозился, хотя мог проходить значительно быстрее.
Если мы действительно стремимся, чтобы это был прочный и реальный союз, судьба которого не зависит от результатов президентских выборов в наших двух государствах, то должны создать такую экономическую, правовую и иную основу, которая гарантировала бы постоянное сближение России и Белоруссии. Тем более что это в интересах обоих наших народов.
Сегодня в мире идут активные интеграционные процессы, и очень часто экономики разных стран от этих процессов выигрывают. Поэтому должен быть четко взят курс на интеграцию двух братских стран, двух братских народов. Без всякого сомнения, это предусматривает и дальнейшее сближение финансово-экономических систем России и Белоруссии. С этой точки зрения расчеты в российских рублях за поставляемый Белоруссии российский газ были бы вполне логичны, и соответствующий призыв белорусской стороны следовало бы поддержать.
Что касается вопроса о стоимости газа, то, конечно, белорусский потребитель не должен покупать российский газ дороже стоимости, по которой он продается российскому потребителю. В свою очередь Белоруссия, эффективно развивающая свое собственное сельское хозяйство, может помочь нам укрепить нашу продовольственную безопасность. В случае, если мы снизим для Белоруссии стоимость нашего газа, и белорусская сторона должна будет продавать нам сельхозпродукцию по ценам, сопоставимым со своими внутренними ценами. Тогда, безусловно, выиграют обе стороны.
При кажущейся простоте этой темы вопрос здесь затрагивается крайне непростой.
Россия и Белоруссия вышли из одного государства: мы – славяне, которые когда-то были единым целым. Но сегодня мы уже отдельные половинки этого целого, каждая из которых заботится о благополучии на своей территории. Так что вопрос здесь заключается в том, как можно помочь другу, но при этом не забыть об интересах людей, живущих на родной территории.
Да, мы должны стремиться помочь Белоруссии как стране, близкой нам в политическом плане, по культурным и ментальным ценностям, по взглядам на мир. Но при этом мы должны понимать, что "отрывая" что-то от себя, мы берем это не у третьей стороны, а у наших же людей. А хорошо ли живут наши люди, особенно сейчас - в условиях кризиса? Ответ: плохо или очень плохо. Поэтому закономерен вопрос, насколько необходимо во всем помогать сегодня нашим соседям, когда у нас самих масса проблем и когда миллионы наших сограждан нуждаются в поддержке государства. Это тот самый вопрос, на который прямого и простого ответа нет.
Поэтому задача нашего государства – пройти между "сциллой и харибдой", чтобы постараться помочь братскому народу и одновременно не обидеть свой собственный народ. Это очень ответственная миссия, где все шаги нужно просчитывать и соизмерять.
Достаточно вспомнить, сколько денег мы вложили в свое время в развитие Украины. 3 млрд долларов ушло Украине незадолго до совершения там государственного переворота. Между тем, нам бы сейчас эти 3 млрд очень пригодились в нашей нынешней непростой ситуации.
Поэтому я полагаю, что оказывать поддержку Белоруссии нам необходимо, но только в тех рамках, за которыми не происходит ущемление наших собственных экономических интересов.
А будущее союзного государства России и Белоруссии должны определять сами народы наших стран, и определять на добровольной основе. Если кого-то куда-то загонять силком, это всегда будет восприниматься в штыки.
Чем больше будет наше совместное экономическое пространство, тем легче нам будет выдерживать мировую конкуренцию. Объективно мы должны постоянно сближаться и в конечном счете, пусть даже в далекой перспективе, объединиться в полноценное единое государство. А вот как быстро этот процесс пойдет, будет уже зависеть от массы факторов. Дорожная карта здесь будет зависеть и от президентов наших стран, и от работы парламентов, и от взглядов и взаимоотношений общественности.
Полагаю, мы найдем разумный компромисс, который позволит объединить наши потенциалы и придать нашей интеграции ту энергию, которая будет работать на благо людей, живущих в России и Белоруссии.
Если говорить о возможности расчетов в рублях за поставляемый Белоруссии российский газ, то для этого никаких особых проблем я не вижу. Никаких сложностей с конвертацией валют на сегодня не существует.
А вот поддержка экономики Белоруссии за счет, скажем так, нашего "Газпрома" и снижения цены на газ будет означать серьезный удар по целому ряду российских производителей. Это ведь даст Белоруссии существенные преференции в развитии и сельского хозяйства, и машиностроения. Каким бы дружественным не было соседнее государство, нельзя предоставлять ему такие преференции, которые не позволяли бы развиваться нашим товаропроизводителям.
Если мы снижаем цены на газ не в целях поддержки собственного производства, а искусственно, ради преференций каким-то зарубежным территориям, соответственно они будут развиваться за счет российских территорий, а это несправедливо.
Что касается в целом наших отношений с Белоруссией, то конечно, за них надо держаться. Другое дело, дипломатам и политикам нужно стараться убеждать наших белорусских партнеров, что без нас им будет сложно, что наша военная доктрина в значительной степени защищает в том числе и суверенитет, безопасность белорусского государства. Одним словом, нужно находить моменты, притягивающие к нам белорусских соседей, но ни в коем случае не за счет нашей внутренней экономики. России нужно не подстраиваться под своих партнеров по евразийской экономической интеграции, под их интересы, а добиваться, чтобы они действовали по общим с нами налоговым, таможенным и прочим экономическим правилам.
