Нередко людям приходится сталкиваться с незапланированными расходами и при этом бывает так, что у человека не хватает на покупку денег, а до получения...
Читать далееНужно ли коллегам знать вашу зарплату_ за и против показатель кредиты к депозитам
Большие начальники отказываются от своих кабинетов, растет число удаленных работников, а поставить стол для пинг-понга в коридоре считается нормальным делом – офисы переживают масштабную трансформацию в сторону большего комфорта для своих обитателей, гибкости, прозрачности и демократичности. И тем удивительнее, что разговоры о том, кто сколько получает, считаются табу в большинстве компаний – в том числе среди таких разрушителей многолетних традиций офисной культуры, как Google.
Не все настолько консервативны – например, любой желающий может узнать доход работников Калифорнийского университета, от студента до декана, на специальном сайте. Из представленной таблицы, в частности, следует,
что самые высокооплачиваемые работники вуза – это тренеры спортивных команд и врачи из Медицинского центра при университете.
Десять самых высокооплачиваемых сотрудников Калифорнийского университета в 2014 году, $ в год
Источник: ucannualwage. ucop. edu
Насколько прозрачной должна быть информация о зарплатах в современных организациях? Slon Magazine собрал аргументы за и против раскрытия данных о компенсациях. Против
Информация о зарплате порождает зависть, конфликты и чревата оттоком кадров. Поэтому многие компании вводят прямой запрет на обсуждение своих доходов. Известна история бывшего работника службы техподдержки Google Брайана Бейдера, который попытался выяснить, сколько получают его коллеги, занятые тем же самым. Бейдер узнал, что он выполнял вдвое больше работы, чем худший работник службы (статистика эффективности каждого работника была доступна всему коллективу), но получал всего на 20% больше. Результат настолько расстроил молодого человека, что он уволился.
Сотрудники Калифорнийского университета, которые получали меньше медианной зарплаты и знали об этом из вышеупомянутой базы, чаще своих коллег стремились сменить место работы, показало другое исследование. Не исключено, что Бейдер и профессора UCLA остались бы на своих прежних рабочих местах, если бы не малоприятные открытия о зарплате коллег: согласно исследованиям, размер оплаты труда сам по себе слабо влияет на степень удовлетворенности своей работой и самой величиной жалованья.
Сложности добавляет то, что качество многих видов работы довольно трудно оценить. Кто достоин повышения: тот, кто генерирует больше идей, кому лучше удается их воплощение, кто лучше работает в команде, кто справляется с заданием быстрее или попросту дольше сидит в офисе? На размер зарплаты влияет масса факторов: от истории найма сотрудника до личных характеристик, которые не всегда поддаются количественному измерению. В подобной сложной ситуации информация о зарплате может породить дополнительные трения. За
Хотя раскрытие зарплаты может привести к скандалам, в теории оно выгодно работнику, который получает основания для того, чтобы требовать большего от работодателя, если его жалованье не дотягивает до показателей занимающихся аналогичной работой коллег. В то же время появляются сервисы, которые расширяют представления людей о стандартах оплаты труда в их отрасли.
В США популярен ресурс Glassdoor, который помогает понять уровень зарплат для разных позиций в различных компаниях. Пользователям, которые передали информацию о своей зарплате, обещают полную анонимность. На сайте, в частности, можно узнать, что менеджеры по проектам в российском подразделении «Яндекса» получают от 70 до 210 тысяч рублей в месяц, а доход менеджеров по продуктам за тот же период колеблется в пределах от 120 до 250 тысяч рублей.
Некоторые компании раскрывают подобную информацию добровольно. Базирующийся в Сан-Франциско сервис по управлению аккаунтами в социальных сетях Buffer публикует зарплаты всех своих сотрудников, начиная с генерального директора, в таблице в Google Documents. Там же можно обнаружить формулу, по которой считаются зарплаты на основе базовой ставки, опыта и других переменных. Но подобная транспарентность скорее исключение.
«В большинстве компаний к зарплатам относятся как к государственной тайне: ими редко делятся и о них часто сплетничают», – пишет экономический обозреватель американского издания Slate. com Джордан Вайсман.
Если небольшие молодые фирмы, где открытость зарплат одобряется на уровне менеджмента, еще могут себе позволить прозрачность, то инициативы снизу в более крупных компаниях могут закончиться плачевно. Построенные по последнему слову дизайна и технологий офисы Google считаются образцом комфорта для сотрудников: холодильники ломятся от бесплатной еды и напитков, в перерывах можно погонять шары на бильярде или прокатиться на разноцветном велосипеде. Однако когда летом 2015 года сотрудница (теперь уже бывшая) корпорации Эрика Бейкер расшарила табличку, куда каждый мог вписать уровень своей зарплаты, зона комфорта для нее закончилась. Инициатива получила мощную поддержку со стороны коллег Бейкер: по ее словам, зарплатный камингаут совершили около пяти процентов, а кто-то даже добился повышения жалованья после сравнения своих доходов. Хотя формально она не нарушила американских законов, после ряда неприятных встреч с руководством ей пришлось покинуть компанию.
Кейс афроамериканки Бейкер имел еще и ценностное измерение – борьбу за равенство в доходах среди представителей разных полов, рас и национальностей. Закрытость информации о зарплатах в данном случае маскирует подобное неравенство.
С другой стороны, если раскрытие зарплаты сделать общепринятой практикой в компании, то это в конечном счете может привлечь лучших сотрудников и повысить лояльность существующих. Иными словами, политика открытых зарплат хороша не только для наемных работников, но и для владельцев бизнеса. Главное – решиться на этот шаг.
«Когда работники понимают, как определяется зарплата, они дольше держатся за своих работодателей», – говорит Скотт Доброски, эксперт компании Glassdoor. Что в России
Судя по всему, Россия готова к революции прозрачных зарплат еще меньше, чем США и другие развитые страны. К вышеперечисленным аргументам против добавляется местная специфика: жители постсоветской России в принципе не очень доверяют окружающим. Согласно результатам международного исследования World Values Survey, 20% россиян «полностью доверяют» тем, кого знают лично (в этот круг, очевидно, входят коллеги). В США об этом сообщили 30% опрошенных. Из-за недоверия у наших соотечественников, к примеру, намного хуже получаются эффективные забастовки, чем у европейцев или американцев.
«Мы сразу видим подвох. А если и заходит речь о деньгах, срабатывает желание преуменьшить – тоже, если хотите, часть нашего мировоззрения», – объяснял генеральный директор агентства «Ключевое звено» Денис Рыжов в интервью 2013 года.
Как показали социологические замеры в прошлый кризис, экономические проблемы способствует снижению уровня доверия между жителями страны, а значит, ждать кардинального изменения ситуации в ближайшем будущем не приходится, следует из прогноза экономиста Сергея Гуриева. Что в итоге
Офисные работники постепенно перестают считать обсуждение зарплаты табу, но идет этот процесс крайне медленно, так как работают эти сторонники «нового мышления» в основном в корпорациях, созданных годы и десятки лет назад. Отдельные оазисы в виде различных стартапов и университетов с прогрессивно мыслящим руководством пока погоды не делают.
Раскрытие собственных доходов наталкивается на психологический блок в виде нежелания узнавать, кто сколько получает (эти знания могут попросту расстроить), или остаться в меньшинстве тех, кто все-таки решился на декларацию своего оклада (никто не хочет быть лидером забастовки, к которой никто не присоединился). Даже после преодоления психологического блока инициатива снизу с большой долей вероятности натолкнется на сопротивление менеджмента. В России на это наслаивается проблема недоверия, и люди в силу разных причин (от уклонения от налогов до нежелания, чтобы кто-то просил у вас в долг) склонны преуменьшать свои доходы.
@widget type=poll id=24 question=#Стоит ли работникам знать, сколько получают их коллеги?# answer1=#Конечно# answer2=#Ни в коем случае#
