Игорь воронин о стартапах, вро и лего _ занимательная робототехника бизнес юность

Игорь воронин о стартапах, вро и лего _ занимательная робототехника бизнес юность


Игорь Воронин, Университет Иннополис, 2016


Как вы знаете, с 24 по 26 июня в IT городе Иннополис, что в 40 км от Казани, прошла уже третья олимпиада ВРО-2016. Что хотелось бы отметить – так это безусловно высокую организованность мероприятия. Очень четко отработали все участники и организаторы этого процесса. Сам я жил в Казани, поскольку нужно было встречаться с заинтересованными людьми – так проблемы с транспортом не существовало. Строго по расписанию подходили большие комфортабельные автобусы, и когда один наполнялся, то сразу же прибывал следующий, чтобы увести всех желающих от Иннополиса до Казани и наоборот. В каждой такой поездке соседом в автобусе

всегда оказывался интересный попутчик, с которым можно было обсудить проблемы образовательной робототехники в разных регионах нашей страны.


По окончании мероприятия состоялся сбор рабочей группы по образовательной робототехнике. Каждый выступающий предложил свое обоснование аспектов развития, на которые следует обратить внимание. А в финале этой встречи образовалась живая дискуссия поиска путей решения обозначенных проблем.


Александр Гагарин, Игорь Воронин, Сергей Масягин, Павел Фролов. ВРО 2016


На страницах данного издания постараюсь это сделать и я.


Целью и главным успехом технологического процветания страны можно считать организацию множества стартапов. Как известно, стартап – это небольшая компания размером в «две пиццы». Такое условное измерение пришло из Силиконовой долины и подразумевает, что в компании, занимающийся многомиллионным серьезным делом, задействовано совсем немного сотрудников – столько, что их всех можно накормить в обед парой пицц – это порядка 8-12 человек. Признаком стартапа также является и кратный рост: в два, в три, а возможно что и в десять раз за год. Форма деятельности такой компании – обязательно Global Value Chain – «Мировая цепочка добавленной стоимости». Это значит, что компания делает настолько важный и полезный продукт, что им пользуются в разных точках мира, при этом она сама открытая и использует другие такие же инновационные технологии.


Опыт показывает, что для успешного старта, как правило, должны присутствовать, кроме инженеров по механике, электронике, программированию как ядра проекта, также еще и экономисты, которые отвечают за расчет экономической эффективности и могут выстроить финансовые потоки, и маркетологи, которые умеет подать товар лицом.


Получается, что современный университет, например, такой как Иннополис, должен не просто вложить в головы своих студентов набор академических знаний, передать им технические навыки, но и сформировать за время учебы умение объединяться в команды, находить пути решения организационных и финансовых проблем.


Понятно, что для более качественной подготовки выпускников на выходе, на входе в Университет должен быть качественный абитуриентский состав.


Из этой логики следует прямой вывод. Для того, чтоб в достаточном количестве в Иннополис и другие технические вузы пришло нужное количество молодых ребят, их надо готовить с как можно раннего возраста. Воронка задействованных в НТТМ школьников приведена на рисунке. Как известно, в старшей школе ученик – это уже сформированная личность, и его переубеждать, что нужно заниматься, например, не юриспруденцией, а программированием – бесполезно, поэтому начинать надо со средней или с младшей школы, а, может, даже и с дошкольных занятий.


Воронка, оценивающая необходимое количество вовлечения детей в НТТМ для получения прибыльных стартапов


Получается, чтобы отобрать к старшей школе достаточное количество заинтересованных ребят, кружки робототехники нужно организовывать уже в младшей школе или даже в дошкольных учреждениях. При условии, что эти занятия увлекают ребят так, что они с интересом погружаются в творческую среду созидания и управления.


Мы должны понимать, что сейчас нужно не просто научить конструировать и изобретать, а еще и научить работать слаженно в команде – социализироваться. Чтобы ребята смогли договариваться, делегировать друг другу какие-то полномочия, распределять обязанности между собой и потом сумели их выполнять – причем не за счет, а дополняя друг друга. И чем раньше по возрасту они станут это делать, тем легче им будет адаптироваться к требованиям инновационной экономики и в будущем запустить свой стартап, быть может, уже на старших курсах института или сразу по окоченении его.


Отсюда следует, что нужны такие педагогические методики, которые позволяют в увлекательной игровой форме предоставлять ребятам возможность вместе, слаженно делать полезные вещи – такие, которые могут быть востребованы другими людьми. Известное выражение «Ремесло проверяется торжищем», из которого становится понятным нужно ли то, что ты делаешь другим людям. Поскольку рост компании – это многократное увеличение объемов продаж изготавливаемой продукции.


Игорь Воронин проводит мастер-класс по конструктору УМКИ на ВРО 2016


К сожалению, в нынешних правилах олимпиад пока нет такой категории. Есть проекты, когда над заданием работают один-два человека под руководством опытного педагога и, как правило, они реализовывают то, что учитель сам придумал и предлагает сделать ребятам. Качество такой работы сильно зависит от знаний и умений педагога. Это объективно и в этом случае, к сожалению, недооценивается проектная деятельность коллектива, их работа на результат в плане нужности данной разработки или исследования.


А с учетом того, что в большинстве школ стоят конструкторы от компании Лего, получается, что на Лего ребенок делает некий абстрактный марсоход или подводного робота, а в будущей реальной жизни ему приходится переучиваться и осваивать что-то более полезное для стартапа.


Отсюда следует подмена понятий, причем в масштабе всей страны, когда получается, что вроде как дети заняты техническим творчеством, им интересно, они с учителем приезжают на олимпиаду, выступают и получают там какой-то результат. А в дальнейшем накопленный опыт оказывается не настолько полезен, чтобы им можно было воспользоваться. Потому что за прошедшее время ученики могли бы изучить и сделать что-то нужное из реальной жизни, а вместо этого они занимаются сборкой по инструкции игрушек в дорогостоящем импортном исполнении.


Тем более не понятно, зачем тратить бюджетные средства на импортные комплектующие, когда на рынке есть предложения от отечественных разработчиков образовательной робототехники, таких как ТРИК, ScratchDuino, УМКИ, Ларт, Киберфизика и других.


Понятно, что уважаемая компания Lego преследует конкретные цели в своем присутствии на нашем рынке. Кроме увеличения прямых продаж, она старается подготовить массу пользователей знакомых с проприетарной средой разработки LabVIEW. Они учат этому детей для того, чтобы, когда эти ребята вырастут и пойдут работать, то кроме программных средств и оборудования от National Instruments у них не было бы других знаний. Следуя своей логике Lego и National Instruments финансируют мировую олимпиаду образовательной робототехники WRO. Они устанавливают такие правила, чтобы альтернативных решений на этих соревнованиях не допускалось, а дети, обучаясь, приходили во взрослый мир, хорошо зная только их продукт.


К тому же Лего – закрытый продукт. Это значит, что вы не можете понять, как он устроен, а значит не сможете самостоятельно научится разрабатывать подобного уровня технические решения. Все чертежи, протоколы связи и программные коды Лего скрыты от конечного пользователя и доступны только сотрудникам этой корпорации.


Игорь Воронин, Университет Иннополис, 2016


Хорошо это или плохо? Смотря с какой стороны посмотреть. Самой компании – точно хорошо, а нашим школьникам? Наверное, не очень, поскольку в мире существует масса других не менее удобных и доступных инструментов, с помощью которых можно достигать поставленные цели. В настоящее время, чтобы адекватно ответить на вызовы, нам нужно научится готовить своих специалистов так, чтобы они сумели использовать все богатство технологических разработок, могли использовать и дополнять открытые технологии, нам нужно научить нынешних школьников использовать гитхаб и технологию открытого кода, если мы хотим получить качественные отечественные разработки современных программных продуктов.


Давайте готовить ребят быть способными ориентироваться в современном мире и создавать новое самостоятельно, а не только в рамках тех решений, которые предлагает пусть даже очень уважаемая корпорация.


Для этого я хотел бы предложить еще одну категорию для подготовки к олимпиаде – групповое управление, что позволит использовать методики группового управления мобильными роботами, связанными в единую смешанную сеть. Это будет реальный шаг в технологию интернета вещей, а не профанация, когда дети проводят время на занятиях, вроде занимаясь делом, а в реальности используя его не рационально.


Нам надо научить создавать свои решения, а не готовить наших детей быть исполнителями в рамках чужих технологий. Об авторе


Игорь Воронин — соразработчик и сооснователь проекта образовательной робототехники УМКИ (Управляемый Машинный Конструктор Инженерный).


Фото Занимательная робототехника. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.



Игорь воронин о стартапах, вро и лего _ занимательная робототехника бизнес юность

14.08.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2025 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика