Поставки нефти странами ОПЕК в мае увеличились на 50 тыс. баррелей в сутки, до 31,33 млн баррелей в сутки (б/с), следует из данным Международного энер...
Читать далееАмериканские компании оказались способны сократить расходы на добычу гораздо сильнее, чем ожидали саудиты.
Стратегия Саудовской Аравии, последовательно отказывающейся от поддержки цен на нефть путем снижения поставок и рассчитывающей закрепить свое конкурентное преимущество перед американскими производителями сланцевой нефти, себя не оправдывает.
Основная причина заключается в том, что американские компании, как выяснилось, способны сократить расходы на добычу гораздо сильнее, чем ожидалось. Причем это достигается не только переключением на разработку менее затратных месторождений, но и усовершенствованием технологий.
«Мы сократили затраты на бурение на 50% с начала года, и в будущем можем снизить их еще на 30%», — заявил ранее гендиректор и основатель Hess Corporation Джон Хесс.
«Недавно мы пробурили скважину глубиной 18 тыс. футов (5,5 км) за 16 дней, хотя еще в прошлом году это заняло бы минимум месяц», — отметил глава Pioneer Natural Resources Скотт Шеффилд.
Те, кто верят в успех стратегии саудитов, приводят в пример сокращение числа буровых установок в США. Действительно, их количество упало с 1608 в октябре прошлого года до 664, однако добыча в стране в июне выросла до рекордных за 43 года 9,6 млн баррелей в сутки.
Аналогичная картина наблюдается в сопряженной газовой отрасли. Так, с 2009 года цены на природный газ упали с $8 за 1 млн БТЕ до $2,78 в четверг, а число действующих газовых скважин рухнуло в шесть раз, до 209 единиц, и вместе с тем добыча выросла за указанный период на 30%.
Кроме того, нефтедобывающие компании защищены хеджевыми сделками. Но даже если в ближайшие месяцы наступят ковенанты по этим сделкам, и США накроет волна банкротств небольших компаний, ОПЕК и Саудовской Аравии не удастся извлечь из этого выгоду, считают аналитики.
Скважины, технологии и инфраструктура никуда не денутся, и эти активы скупят более крупные фирмы, имеющие достаточно ликвидности на счетах. И как только цены на нефть марки WTI поднимутся с текущего уровня в $45 до $60, или даже $55 за баррель, они практически мгновенно смогут разморозить скважины и приступить к добыче.
Тем временем в Саудовской Аравии дела обстоят далеко не лучшим образом. Экспорт нефти дает 90% поступлений в ее бюджет, тогда как других существенных источников у страны нет, а граждане не платят налоги на доходы или дивиденды. При этом бензин стоит 12 центов за литр, а электричество — 1,3 цента за киловатт-час благодаря масштабным субсидиям.
По оценкам Международного валютного фонда, в 2015 году дефицит бюджета Саудовской Аравии может составить 20% ВВП, или около $140 млрд. Для бездефицитного бюджета стране требуется, чтобы баррель нефти стоила $106.
Все это приводит к истощению золотовалютных резервов, которые составляли $737 млрд в августе 2014 года и упали до $672 млрд в мае 2015 года. И это не такие большие суммы, как может показаться — у Кувейта, Катара и Абу-Даби резервы на душу населения в три раза выше.
«Мы гораздо более уязвимы. Именно поэтому наш суверенный рейтинг — четвертый среди стран Персидского залива, «AA-«. Мы не можем себе позволить потерять нашу «подушку безопасности» в течение двух лет», — говорит бывший чиновник ЦБ Саудовской Аравии Халид аль-Свейлем, сейчас преподающий в Гарвардском университете
В феврале S&P ухудшило прогноз рейтинга страны до «негативного» уровня, отметив ее «недиверсифицированную экономику, уязвимую перед лицом резкого и продолжительного снижения цен на нефть».
По мнению Х.аль-Свейлема, если бы правительство распоряжалось средствами суверенного фонда по норвежской модели, то есть инвестируя средства, а не консервируя их, сумма активов в собственности страны сейчас была бы на $1 трлн больше.