Всемирный банк ждет падения цены нефти на $10 от снятия санкций с Ирана. По мнению экспертов, больше всего от возобновления торговли с Ираном выиграют...
Читать далееВ будущих учебниках экономики запрет Америки на экспорт сырой нефти станет отличным примером извращенной формы протекционизма. Точно также как решение администрации Барака Обамы от 14 августа, которое разрешает американским компаниям обмениваться ограниченным объемом нефти с Мексикой, получит позитивный комментарий в главе о неизбежности отказа от эмбарго.
Во всей этой истории вовлечены геология, техническое обеспечение, экономика и конечно же политика. В 1975 г. (или сразу после первого нефтяного шока) Америка ввела запрет на экспорт сырой нефти для того чтобы стабилизировать внутренние цены. Нефтеперерабатывающие заводы страны до сих пор имеют оборудование для переработки тяжелой, высоко-сернистой нефти, которую раньше экспортировали.
Сегодня благодаря сланцевой революции импорт нефти резко упал. Однако сланцевая нефть более легкая и менее сернистая и большинство предприятий технически не могут её перерабатывать. При этом существующий запрет не позволяет её экспортировать.
Архаичный закон удерживает цены на добытую в стране нефть, известную как WTI, на чрезвычайно низком уровне по отношению к аналогам на мировом рынке — в настоящее время чуть выше $6 за баррель. Все это особенно болезненно в связи с перепроизводством в ОПЕК, что привело к обвалу цен.
Американские нефтяники очень недовольны тем, что их потенциальный экспортный рынок принесен в жертву интересам нефтеперерабатывающей индустрии Америки, которая получает огромную прибыль от искусственно дешевого сырья.
Другие также бы выиграли от начала экспорта, включая потребителей во всем мире и, возможно, американских автолюбителей. Сторонники запрета утверждают, что эмбарго сохраняет низкие цены на американский бензин.
Однако, по общему мнению экономистов, цены на нефтепродукты, в том числе бензин, определяются на мировом рынке. В случае появления там американской сырой нефти, цены опустятся, что, скорее всего, приведет к снижению стоимости горючего и для американских автолюбителей. Решение Белого дома проверит правильность этой теории.
Мексиканская нефтяная компания Pemex давно хотела экспортировать свою тяжелую нефть в Америку и импортировать более легкую американскую. Но это было запрещено, так как считалось международной торговлей.
Теперь министерство торговли США позволяет экспортировать около 100 тыс. баррелей в день легкой нефти и конденсата в Мексику в обмен на тот же объем импорта более тяжелой мексиканской нефти для американских нефтеперерабатывающих заводов.
Негативное отношение к эмбарго усиливается и среди законодателей: Сенат провел слушания по этому вопросу весной, а обе палаты Конгресса должны до конца года провести голосование по отмене запрета.
Отказ от него, безусловно, обрадует союзников Америки: эмбарго отрицательно отражалось на моральном авторитете Америки в торговле. Кроме того, это навредит недружественным Вашингтону нефтедобывающим странам, таким как Россия, Венесуэла и Иран.
Тем не менее детали отказа довольно заковыристы. Балуемые Америкой нефтеперерабатывающие заводы готовы согласиться на окончание эпохи искусственно дешевого сырья в обмен на уступки. В их число входит ослабление природоохранных законов или изменение еще более архаичного закона о торговом флоте (акт Джонса), который запрещает иностранным судам перевозить грузы между американскими портами.
Этот закон по понятным причинам поддерживают судовладельцы и профсоюзы, но он приносит значительные убытки для тех, кто хотел бы отправить танкер из нефтеперерабатывающего завода, к примеру, в Мексиканском заливе в порт на северо-востоке страны.
Для решения этой непростой проблемы, скорее всего, потребуется много времени. Однако уменьшая торговые барьеры для мексиканской нефти, администрация Барака Обамы, по крайней мере, улучшает функционирование мирового нефтяного рынка — и акцентирует потенциальную выгоду более радикальных реформ.