Иванов vs Михельсон: кто больше заработал на американских санкциях

Американские санкции оказались выгодны некоторым российским бизнесменам. Те, кто покупал акции своих компаний в апреле — мае, неплохо заработали.

Прибыль на обвале

Один из богатейших людей страны Леонид Михельсон, состояние которого Forbes оценивает в 18 млрд долларов, заработал на санкциях неплохую прибыль.

Владелец и по совместительству председатель правления «НОВАТЭКа» удачно купил акции собственной компании в «черный понедельник», 9 апреля. Тогда котировки газовой компании упали на 7% на фоне введения новых санкций со стороны США. На минимуме ее бумаги опускались до 656 рублей.

По данным компании, Михельсон увеличивал свой пакет «НОВАТЭКа», скупая акции компании 9, 10 и 11 апреля. Всего в совокупности, по расчетам Банки.ру, он мог потратить на это до 240 млн рублей. Покупка оказалась более чем удачной: за это время котировки «НОВАТЭКа» поднялись почти на 20%. С учетом котировок «НОВАТЭКА» на бирже 10 и 11 апреля совокупная прибыль бизнесмена от инвестиций могла составить более 30 млн рублей.

Михельсон не единственный российский бизнесмен, заработавший на обвале нашего фондового рынка. Напомним, после введения санкций индекс Мосбиржи буквально за день опустился более чем на 8%, а РТС потерял 11,4%. Однако негативный фон не помешал другому богатейшему отечественному бизнесмену, крупнейшему акционеру «ЛУКОЙЛа» Вагиту Алекперову (по версии Forbes, его состояние — 16,4 млрд долларов), увеличить свою долю в компании. По сообщению компании, 13 апреля он купил на внебиржевом рынке акции на сумму 296 млн рублей. С учетом роста стоимости акций «ЛУКОЙЛа» на Московской бирже его доход на текущий момент мог составить около 23 млн рублей. Доход его партнера по бизнесу вице-президента «ЛУКОЙЛа» Леонида Федуна немного меньше — порядка 8 млн рублей. В апреле он вложил в акции нефтяной компании почти 80 млн рублей.

Заработать на подешевевших акциях удалось и некоторым высокопоставленным топ-менеджерам крупных корпораций. Например, доход Сергея Иванова, занимающего пост президента АК «АЛРОСА», мог составить около 2,5 млн рублей. 9 и 11 апреля он купил 360 тыс. акций своей компании. К началу июня они выросли в цене на 8,5%. А вот генеральный директор «Северстали» Александр Шевелев, ставший в апреле акционером металлургической компании, пока заработал чуть больше 100 тыс. рублей. Его портфель с момента покупки вырос почти на 10%, сейчас стоимость составляет 1,08 млн рублей.

«Многие российские акции выглядят привлекательной инвестицией, и, вероятно, инсайдеры используют моменты просадки рынка для удачного захода в акции подконтрольной компании», — комментирует управляющий директор УК «ТКБ Инвестмент Партнерс» Владимир Цупров.

Впрочем, не все вложения бизнесменов крупных компаний оказались удачными. Например, два зампреда Сбербанка, Александр Морозов и Станислав Кузнецов, которые приобрели акции крупнейшего банка 10 апреля, пока вряд ли могут похвастаться высоким доходом. Котировки бумаг Сбербанка почти не сдвинулись, за это время они прибавили немногим более 1%. Слабая динамика акций банка связана с геополитическими рисками и колебаниями нефтяных цен. Правда заработать топ-менеджеры крупнейшего банка страны смогут на дивидендах: в этом году Сбербанк планирует рекордно высокие выплаты — свыше 271 млрд рублей или 12 рублей на акцию. С учетом будущих дивидендов прибыль банкиров может составить порядка 1,8 млн рублей.

«Волна покупок акций со стороны акционеров и топов после апрельского обвала говорит о том, что бизнес верит в дальнейший рост капитализации отдельных компаний и рынка в целом», — полагает старший инвестиционный консультант «БКС Брокера» Максим Ковязин. Кроме того, по его словам, это отличный имиджевый ход — личным примером показать, что ты веришь в компанию и ее дальнейшее благополучие.

Инсайдеры под наблюдением

Покупки и продажи бумаг подконтрольных компаний их собственниками или топ-менеджерами происходят с завидной регулярностью. И не только в момент, когда котировки «лежат на дне» или, напротив, на рынке наметился «бычий» тренд. В частности, тот же глава «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон последние год-два достаточно последовательно увеличивает свою долю в компании. В декабре 2017 года он купил акции газовой компании, потратив около 60 млн рублей.

Известный банкир Олег Тиньков также активно торгует бумагами собственного банка. В конце прошлого года он продал принадлежавший ему пакет акций Тинькофф Банка стоимостью 236 млн долларов. До этого банкир скупал бумаги банка на Лондонской бирже, объясняя тем, что делал это, чтобы поддержать инвесторов. «Сейчас, когда котировки наших бумаг восстановились, пришла пора продать часть пакета обратно в рынок, что, как я надеюсь, поспособствует дальнейшему улучшению ликвидности наших расписок», — говорил Тиньков в ноябре (цитата по РБК).

Известный банкир Олег Тиньков также активно торгует бумагами собственного банка. В конце прошлого года он продал принадлежавший ему пакет акций Тинькофф Банка стоимостью 236 млн долларов. До этого банкир скупал бумаги банка на Лондонской бирже.

Заметным постоянством в торговле акциями своих компаний отличаются также акционеры и топ-менеджеры «ЛУКОЙЛа», АФК «Система», МТС, ОГК-2, «Магнита» и «Газпрома». Участники рынка рекомендуют обращать внимание на подобные события. Информацию о покупке или продаже менеджментом акций эмитенты размещают, публикуя существенные факты. Управляющий активами УК «Ингосстрах Инвестиции» Валентин Журба указывает, что профессионалы уже давно пользуются такой информацией и во многих случаях это довольно эффективная стратегия. Ведь у топ-менеджеров и крупных акционеров корпораций понимание бизнеса и рынка намного глубже, чем у обычных игроков. Они лучше чувствуют, когда бумаги их компании оценены низко или высоко, и действуют соответствующим образом. «Показательным примером может служить Виктор Зубков, за сделками которого следит много игроков, поскольку эти сделки были довольно эффективными в прошлом», — говорит управляющий.

Например, в январе председатель совета директоров «Газпрома», экс-премьер Виктор Зубков продал крупный пакет, стоимость которого по тогдашним котировкам оценивалась в 26 млн рублей. Акция газового гиганта тогда стоила в районе 150 рублей. За это время котировки снизились, и сейчас бумага торгуется чуть выше 146 рублей.

Однако, как отмечает аналитик «Открытие Брокера» Андрей Кочетков, быстро заработать, следуя за действиями руководителей и собственников компаний, у инвестора не получится. «Дело в том, что с момента операции до появления информации о ней проходит некоторое время, и этот разрыв существенно снижает эффективность инвестиций», — поясняет он. А начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко отмечает, что топ-менеджеры за редким исключением не преследуют цели быстро заработать: их горизонт инвестирования обычно от нескольких лет. «Поэтому нет смысла сразу гнаться за сделками инсайдеров, хотя к тренду присматриваться, безусловно, стоит. Разовая продажа или покупка акций крупной компании еще ни о чем не говорит, но массовая — определенный сигнал», — советует эксперт. По словам Ващенко, за рубежом даже есть специальные сервисы, которые отслеживают подобные сделки.

Подобные сервисы есть и в России. Например, практически все манипуляции с акциями собственников и топ-менеджеров отечественных эмитентов мы нашли на сайте invest-idei.ru. Другой, более популярный ресурс, на котором обязательно есть информация о сделках руководителей компаний, — e-disclosure.ru.

Пиар или инвестиции?

По логике, если топ-менеджер или владелец бизнеса покупает акции своей компании, это может свидетельствовать о том, что он верит в развитие бизнеса и, соответственно, ждет роста котировок. И напротив, продажа может означать, что дела у эмитента — не очень. «Для долгосрочных портфелей такая информация говорит о потенциале улучшения финансовых показателей компании через три — девять месяцев или, напротив, об ухудшении таковых, если речь идет о продажах бумаг», — отмечает Кочетков.

Но не все так просто. Во-первых, по словам экспертов, динамика котировок акций наиболее крупных компаний не находится в прямой связи с действиями инсайдеров. «Новость о покупке или продаже какого-то актива со стороны акционера или топа будет лишь «новостью одного дня», которая будет забыта на следующий день», — говорит Ковязин из «БКС Брокера». Кроме того, по словам Ващенко, результаты деятельности компаний не коррелируют с доходами их менеджеров.

А во-вторых, покупка акций топ-менеджментом нередко используется в целях пиара. Это помогает повысить доверие инвесторов к компании. «Например, покупка Илоном Маском акций Solar City определенно повысила доверие инвесторов к проектам бизнесмена», — указывает Ващенко. Регулярная покупка акций своей компании может означать лишь стремление собственника поддержать свои котировки. Кочетков из «Открытие Брокера» приводит в пример «ЛУКОЙЛ», для основных владельцев которого, по его словам, уже стало традицией поддерживать котировки бумаг на фоне провала рынка. Валентин Журба рассказывает, что временами топ-менеджеры и собственники бизнеса могут даже блефовать, пытаясь создать впечатление, что у компании все отлично, хотя на самом деле инвесторы правильно оценивают ситуацию, выходя из бумаги.

Покупка акций топ-менеджментом нередко используется в целях пиара. Это помогает повысить доверие инвесторов к компании.

Например, случай покупки акций «Магнита» его финансовым директором Еленой Милиновой (в начале мая она приобрела акции ретейлера почти на 3 млн рублей), по словам аналитика по акциям на глобальных рынках УК «Система Капитал» Эверта Флейшера, как раз является таким примером. Как известно, после продажи своей доли основным владельцем «Магнита» Сергеем Галицким бумаги эмитента не пользуются особым спросом у инвесторов. С начала года его акции просели более чем на 20%. Инвестиции финансового директора «Магнита» выглядят пока не очень прибыльными: за это время акции подорожали лишь на 1,9%. «Покупка акций финдиректором «Магнита» является в большей степени демонстрацией уверенности в том, что компания собирается улучшать свои финансовые результаты», — считает аналитик.

Другая ситуация — когда топ-менеджеры эмитента становятся акционерами, просто реализуя свой опцион на акции компании. Это информация, которую раскрывают эмитенты, что видно далеко не всегда. «Получение бумаг по опциону просто означает, что менеджер выполнил KPI и получил вознаграждение: то есть способствовал росту бумаг в прошлом. Но это вряд ли может являться индикатором повышения котировок в будущем», — поясняет директор аналитического департамента ИК «РЕГИОН» Валерий Вайсберг.

В целом, отмечают эксперты, причин сделок инсайдеров с бумагами собственных компаний может быть много — от покупки/продажи акций перед будущей сделкой до банального намерения топ-менеджера совершить крупную покупку. По словам Эверта Флейшера, инвестору главное — правильно интерпретировать данные сделки: когда они были сделаны, какой был объем покупок, что происходит с рынком, сектором, бизнесом компании на данный момент. И только после этого принимать решение о покупке или продаже.

Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале
09.06.2018

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика