К 2020 г. экономика Великобритании может потерять более полумиллиона рабочих мест, в случае если граждане страны проголосуют за выход из ЕС. При этом ...
Читать далее«выход британии из ес зависит от действий шотландии» - rubaltic. ru экономика государственного и муниципального сектора
Успех Brexit – явное свидетельство кризиса в развитии Евросоюза. Однако пока ещё Великобритания не вышла из ЕС, и этот процесс может затянуться надолго. О том, как повлияет на ЕС выход одной из самых успешных экономик Европы и как будет проходить процедура «развода», порталу RuBaltic. Ru рассказал юрист фракции «Зелёных / Европейского свободного альянса» Европарламента Алексей ДИМИТРОВ:
– Господин Димитров, результаты британского референдума оказались неожиданными для многих экспертов: вопреки опросам общественного мнения, большинство всё же высказалось за выход из ЕС. Поэтому резонный вопрос – что же теперь будет?
– Если
события будут развиваться так, как они должны, то в партии консерваторов сменится руководство – новый лидер партии станет премьером Великобритании и осенью подаст уведомление от имени страны о намерении выйти из Евросоюза. После этого должны начаться переговоры между двумя сторонами о том, как Великобритания будет выходить и на каких условиях это будет происходить. После того как эти переговоры пройдут и будет подписан соответствующий договор, должна начаться новая жизнь Великобритании и ЕС.
– На Ваш взгляд, Brexit усилит или, наоборот, ослабит позиции Евросоюза?
– Всё зависит от того, о каких вопросах мы говорим. Если речь идёт о позиции Евросоюза на мировой арене, то ясно, что выход Великобритании, страны с сильной экономикой, а также имеющей постоянное членство в Совете Безопасности ООН, не пройдёт безболезненно для ЕС.
Однако если посмотреть на это с другой стороны – например, в вопросах монетарного союза или общей миграционной политики, – у Великобритании всегда было особое место в ЕС.
Поэтому вполне возможно, что с её уходом остальным странам удастся договориться о каком-то более тесном сотрудничестве в этих вещах.
– Однако, судя по высказываниям ведущих европейских государственных деятелей, выход Великобритании – большая проблема, то есть в ближайшее время для ЕС «брексит» всё же ничего хорошего не принесёт?
– Естественно, как любой развод – это кризис для брака, так и «брексит» в данный момент расценивается как кризис для Евросоюза. Однако я думаю, что здесь бóльшую роль играет не возможный выход Великобритании, а то, что никто среди общеевропейской элиты не был подготовлен к этому. Большинство же было уверено, что Великобритания останется в ЕС, и все готовились не к ликвидации последствий выхода, а к реализации сделки с Кэмероном. Но получилось то, что получилось, и сейчас нужно в короткий срок менять вектор и думать о том, как строить отношения с Великобританией исходя из новых политических реалий.
– Ранее мы обсуждали, какое влияние эта сделка может оказать на жизнь латвийцев, проживающих в Англии, но теперь, как известно, ситуация изменилась. Что же теперь будет с проживающими в Великобритании уроженцами Прибалтики?
– Да, ситуация действительно изменилась. Сделки больше нет, так как она вступала в силу лишь в том случае, если Великобритания осталась бы в ЕС. Тогда как сейчас всё зависит от переговоров Евросоюза и Великобритании: на каких условиях они договорятся и как они будут планировать строить свои отношения в будущем.
Здесь очень важно, какая именно форма дальнейшего сотрудничества будет выбрана. Понятно, что даже если Великобритания решит максимально дистанцироваться от ЕС и он будет для них обычным иностранным государством, как, например, Россия или Белоруссия, то всё равно, скорее всего, визовых барьеров между Великобританией и странами – членами ЕС не будет.
Они не будут вводить туристические визы для пересечения границ друг друга.
В свою очередь, что касается миграции в целях работы, то здесь могут быть разные варианты. Один путь – если Великобритания решит выйти из Евросоюза, сохранив за собой членство в Европейской экономической зоне, куда, помимо стран, входящих в ЕС, входят Норвегия, Исландия и Лихтенштейн. В этом случае ничего особо не изменится, так как граждане этих трёх стран имеют право работать в странах – членах ЕС на таких же самых условиях, как и граждане ЕС. Но здесь следует помнить, что одним из ключевых вопросов при голосовании на референдуме было ограничение трудовой миграции. Поэтому в таком раскладе нельзя исключать недовольства многих граждан Великобритании, голосовавших за выход страны из ЕС, так как в итоговом результате они получат совсем не то, что желали.
Кроме этого, так называемый «норвежский вариант» ограничивает ещё один момент: формально в Европейской экономической зоне могут быть государства, входящие в ЕС или состоящие в Европейской ассоциации свободной торговли, куда Великобритания не входит. Поэтому удастся ли провести этот вариант, пока сказать сложно.
Если же он не пройдёт, то возможен «швейцарский вариант». Швейцария не входит в Европейскую экономическую зону, но является членом Европейской ассоциации свободной торговли, поэтому товары из Швейцарии могут свободно перемещаться в Евросоюз, как и наоборот. Что же касается людей, то тут у Швейцарии нет какого-то особого отношения, но есть специальный договор о свободном передвижении рабочей силы. Поэтому, по примеру Швейцарии, можно заключить такое соглашение и с Великобританией, но, опять же, вопрос, насколько это будет приемлемо для Британии, принимая во внимание негативное отношение электората к миграции?
В этом же случае остаётся самый радикальный вариант, когда не заключается особых договоров, Великобритания остаётся для ЕС обычной третьей страной и может вводить для граждан ЕС разрешение на работу. Насколько такой вариант возможен, опять же, сейчас сложно прогнозировать: всё зависит от того, как пойдут переговоры.
– Насколько известно, переговоры могут идти довольно долгое время. Возможно ли, что процесс выхода Великобритании затянется на неопределённый срок?
– Данный процесс не может начаться, пока Великобритания официально не уведомит о своём намерении выйти из ЕС. Однако когда она подаст это прошение, зависит лишь от неё. Видимо, британский истеблишмент сейчас пребывает в растерянности и, судя по отставке Кэмерона, этим будет заниматься уже новое правительство. В свою очередь, после его подачи начнёт отсчитываться двухлетний срок, который отводится на переговоры с ЕС.
Если по истечении этого срока стороны не придут к результату, то они могут договориться о его продлении. Но если они не договариваются, то страна автоматически считается вышедшей из ЕС, а чтобы продлить этот срок, необходимо согласие всех стран – членов ЕС.
Поэтому если Великобритания рассчитывает вести эти переговоры больше, чем два года, то ей нужно вести их таким образом, чтобы все страны – члены ЕС были удовлетворены. Ведь даже одна страна может заблокировать их продление, и Великобритания автоматически будет считаться вышедшей из Евросоюза.
– Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич заявил, что референдум носит лишь консультативный характер, так как окончательное решение по нему должны принять правительство и парламент, и существует вероятность, что правительство заблокирует его результаты. На Ваш взгляд, реально ли такое развитие событий?
– Говорят, что где есть два юриста, есть три мнения. В данном случае это действительно так, поскольку в Великобритании идут серьёзные споры о том, как должен проводиться этот процесс с правовой точки зрения. В Великобритании нет письменной конституции, также в ней нет обязывающего закона, который говорит, что референдум должен проходить так и его результаты должны приниматься во внимание так. Поэтому мнений здесь много.
Однако не стоит забывать, что Великобритания – страна с долгими демократическими традициями, поэтому с политической точки зрения довольно трудно представить себе такую ситуацию, когда правительство и парламент демонстративно игнорируют волю избирателей. Ведь депутат понимает, что на выборах ему это припомнят и могут не переизбрать.
– В Шотландии большинство избирателей проголосовало за сохранение членства в ЕС. Уже идут разговоры о том, чтобы провести на этой территории ещё один референдум – по отделению от Великобритании. Как Вы считаете, насколько вероятен этот вариант?
– Думаю, что достаточно вероятен. Если правительство Шотландии придёт к выводу, что воля народа остаться в ЕС настолько сильна, что он даже готов пойти на независимость, то с Лондоном, скорее всего, будет обсуждаться идея повторного референдума. Большую роль здесь будет играть ход переговоров между Великобританией и ЕС и то, насколько условия, предлагаемые Великобританией, устроят Шотландию. И если шотландцы увидят, что их эти условия не устраивают, то они могут попробовать играть в свою игру, тем более что в прошлый раз, когда проводился референдум, Шотландии со стороны Еврокомиссии был подан ясный сигнал, что при выходе из состава Великобритании она должна будет заново проходить процедуру вступления в ЕС.
Сейчас же ситуация изменилась, и в Еврокомиссии может возобладать другая точка зрения. Раз законодательство Шотландии приведено в соответствие с законодательством ЕС, а граждане Шотландии являются гражданами ЕС, то нет смысла заставлять её проходить этот процесс заново, а можно изобрести какое-то специальное решение, что позволило бы ей остаться в Евросоюзе.
– Исходя из Ваших слов, складывается впечатление, что выход Великобритании из ЕС в руках Шотландии и она вполне может попытаться разыграть эту карту.
– Да, такой вариант вполне реален. Ведь, насколько известно по опросам общественного мнения, многие избиратели на референдуме о независимости Шотландии голосовали «против» именно из-за неопределённости, что будет происходить с членством Шотландии в Евросоюзе. Думаю, что для населения Шотландии это очень важный фактор, и правительство Шотландии это будет учитывать.
Итоги Brexit: Прибалтика не вписывается в новую Евразию
Как символично – в один и тот же день референдум в Британии призвал к выходу страны из Евросоюза, а саммит ШОС зафиксировал присоединение к Шанхайской организации Индии и Пакистана, на очереди Иран. Понятно, что британский референдум еще не означает выхода страны из ЕС и распада союза, а ШОС еще далеко до европейского уровня интеграции и близости.
Однако тенденция на лицо – Евразия меняется, причем стремительно, непредсказуемо и кардинально.