Вопрос о целесообразности бизнеса актуален для предприятия на всех этапах его жизненного цикла, но большее внимание ему уделяется, как правило, на эта...
Читать далееВопрос о целесообразности бизнеса актуален для предприятия на всех этапах его жизненного цикла, но большее внимание ему уделяется, как правило, на этапе становления (создания) и на этапе спада деятельности или кризисного состояния. В последнем случае актуальность приобретает проблема выбора между продолжением бизнеса и его ликвидацией. Продолжение бизнеса возможно путем проведения антикризисных мероприятий, если кризис уже привел к неплатежеспособности, или с помощью санации. Ликвидация бизнеса может быть выполнена с сохранением статуса предприятия (юридического лица) или без сохранения (признание банкротом).
В зависимости от степени глубины кризиса меняется состав заинтересованных групп (групп влияния или стейкхолдеров). Можно выделить три главные категории стейкхолдеров:
- группы, финансирующие предприятие (собственник, акционеры);
- менеджеры (руководство) предприятия;
- экономические партнеры (в частности, кредиторы).
Непосредственное влияние на управленческие решения до наступления неплатежеспособности оказывают первые две группы (или определяющее – одна из них (зависит от формы собственности предприятия и состава собственников)). В случае наступления неплатежеспособности третья группа может стать определяющей, если не единственной группой, от которой зависит продолжение или ликвидация бизнеса. Теория антикризисного управления построена на тезисе, что любое предприятие как хозяйствующий субъект в лице его владельцев и руководства стремится просуществовать, «прожить» на рынке как можно дольше, и ликвидация – это крайний и нежелательный метод. Причины спада в корпорации могут определяться ее индивидуальным поведением (внутренние причины) или является следствием внешних причин, которые вызвали спад в отрасли в целом. В развитых странах банкротство на 1/3 вызвано внешними проблемами, а на 2/3 – внутренними. Для нашей страны внешние факторы являются более весомыми, если не ключевыми. Этот вывод подтверждается социологическим исследованиям, проведенным среди руководителей и специалистов наших предприятий. Более 80% реципиентов называют главной причиной кризисного состояния и банкротства именно действие внешних факторов, а не собственную неспособность к бизнесу.