Отечественные исследования по вопросам купли-продажи действующих предприятий практически отсутствуют. Это может быть связано с тем, что рынок готового...
Читать далееРынок купли-продажи функционирующих малых и средних предприятий перспективный, но бум еще не начался. Хотя уже сегодня четко видно, что отмечается стабильное увеличение количества малых предприятий, и многие из них могут стать объектами купли-продажи. Положительным моментом является то, что с каждым годом количество сделок по купле-продаже функционирующих компаний малого и среднего бизнеса увеличивается, то есть рынок стремительно развивается. Так, например, в 2012 году в Украине на продажу было выставлено более 4000 предприятий. Это небольшой показатель – российские владельцы за этот же период выставили инвесторам около 50000 предприятий. Однако процент успешных продаж бизнеса в Украине находится примерно на том же уровне, что и в России – новыми хозяевами обзаводятся ориентировочно 50-60% предприятий, представленных на открытом рынке. Кстати, стоит заметить, что около 20% украинских компаний, выставленных на продажу, приобретаются инвесторами из России. Причем россияне выкупают и 100%-й пакет акций, и небольшую долю в бизнесе. Поэтому не удивительно, что такая услуга, как регистрация совместного предприятия очень востребована среди предпринимателей, так как они регулярно обзаводятся иностранными компаньонами.
На отечественном рынке готового бизнеса продаются предприятия, которые традиционно относятся к категории малых и средних и, как правило, стоят не больше полутора миллионов долларов. Некоторые предприятия могут стоить и 5 миллионов долларов. Вообще наибольшим спросом у покупателей пользуются предприятия, стоимость которых не превышает 300 тысяч долларов. Что касается соглашений с крупными предприятиями, то здесь имеют место слияния и поглощения. Необходимо учитывать, что наш рынок действующих предприятий значительно отличается от западного аналога. Например, в США основной причиной продажи предприятия является высокая миграция населения. Собственник продает свое дело лишь потому, что решает уехать жить в другой штат. В Германии превалирует уход владельца от предпринимательских дел в связи с выходом на пенсию, а передать семейный бизнес некому, или наследники не желают продолжать начатое родителями дело. Для нас это не актуально.
Это вызвано тем, что рыночная экономика нашей страны зародилась недавно и в нее пришли довольно молодые, энергичные и амбициозные люди. Более значимая причина продаж прибыльных предприятий у нас – желание развивать новый бизнес. Например, чтобы открыть новую АЗС или расширить уже существующую сеть АЗС, владелец может продать одно из уже раскрученных действующих предприятий. На западе в этом случае применяется франчайзинговая схема, но в нашей стране она пока не работает. Более приемлема причина – это переход в другой бизнес, в новую сферу деятельности. Здесь продажа успешной компании является средством перемещения активов в денежный вид для будущих инвестиций.