Одним из компонентов успешного бизнеса являются сотрудники. Умный лидер стремится создать коллектив, на который можно опереться в трудные моменты. Эфф...
Читать далее«мы не даем готовых решений, учим адекватно подбирать инструменты для каждой организации» берзинь и э экономика фирмы скачать
7.07.2016 «Мы не даем готовых решений, учим адекватно подбирать инструменты для каждой организации»
В условиях экономической нестабильности особенно остро встают задачи эффективного управления
Как мотивировать сотрудников и повысить эффективность управления? Об этом рассказала заведующая кафедрой психологии труда и предпринимательства Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП) Наталья Климанова.
Наталья Климанова
«ОДНИМИ КНИГАМИ И МАСТЕР-КЛАССАМИ НЕ ОБОЙТИСЬ»
— Многие руководители традиционно полагают, что рубль — лучшая
мотивация…
— Практика показывает, что мотивации в виде денег недостаточно. Допустим, сотрудники отдела продаж в своей работе не выкладываются на 100 процентов. Если мотивировать только рублем (большой процент за продажи), то максимальную результативность от сотрудников не получить: они по-прежнему будут работать лишь на 50 - 60 процентов от своих возможностей. Чтобы люди выкладывались на 100 процентов в долгосрочной перспективе, нужно подключать другие инструменты мотивации, учета, контроля, основываясь на психологической базе.
Кроме того, у психологически грамотного руководителя любого уровня есть масса других инструментов работы с персоналом: подбор, аттестация, адаптация, обучение, просвещение и так далее (причем, заметьте, что эти понятия в менеджменте и в психологии различаются). Вопрос в том, как их правильно применять.
— Сегодня в помощь руководителю издается огромное количество специальной литературы, проводятся мастер-классы. Однако жизнь регулярно подкидывает нетривиальные задачи, решить которые «по учебнику» просто невозможно. Ведь главный объект управления — это люди, а люди порой ведут себя непредсказуемо.
— Здесь как раз приходят на помощь профессиональные знания в сфере психологии управления. Овладеть данными компетенциями можно только пройдя специальное обучение под руководством квалифицированных педагогов-практиков. Современная двухуровневая система высшего образования позволяет получить необходимые навыки в магистратуре всего за два года. Кроме того, учебный процесс в нашем вузе позволяет деловым людям совмещать обучение с работой. На факультете психологии в Казанском инновационном университете (ИЭУП) реализуется магистерская программа «Психология управления», которая развивает у руководителей необходимые компетенции, основанные на психологических знаниях. Студенты не просто осваивают эффективные инструменты менеджмента, а учатся использовать их на практике с учетом психологических особенностей сотрудников.
На базе факультета функционирует психологический научно-исследовательский центр Eventus
Магистрант под руководством опытного преподавателя-наставника сам выходит в организации, проводит психодиагностику персонала и психологический анализ сайта компании, анализирует рекламную информацию, ведет тренинги, коучинг, получая при этом бесценные знания и опыт. Эти же навыки он начинает применять и для своей организации и коллектива. У нас очень много предприятий-партнеров, с которыми мы реализуем научно-исследовательские проекты. В любой из них магистрант может включиться в соответствии со своими запросами и интересами.
В процессе обучения магистранты получают целый арсенал психологических методов, инструментов, технологий по работе с персоналом. Перед ними открываются возможности эффективного управления кадрами, тем самым организация выходит на другой уровень, при этом руководителю необходимо очень бережно относиться к своему трудовому коллективу. Учитывая возможности, потенциал, мотивацию, личностные особенности можно построить эффективную линию развития каждого сотрудника и организации в целом. Мы не даем готовые решения, мы учим правильно и адекватно подбирать инструменты для каждой организации, с учетом ее специфики и сложности задач. Работая с одной из организаций, буквально через месяц руководитель сказал: «Я работаю столько лет со своим коллективом, я не знал таких тонкостей о персонале».
«РУКОВОДИТЕЛЬ, ВЛАДЕЮЩИЙ ПСИХОТЕХНОЛОГИЯМИ, БУДЕТ В БОЛЕЕ ВЫГОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ»
— Кстати, о персонале. Еще одна проблема любого руководителя — грамотный подбор сотрудников.
— Действительно, это нелегкая задача — за 5 - 10 минут собеседования «просканировать» человека и понять, подходит он тебе или нет. Традиционные способы кадрового отбора сегодня дополняются инновационными методиками. Крупные компании, помимо тестирований, внедряют такие инструменты, как интервью по компетенциям и ассессмент-центр, — методы оценки сотрудника, учитывающие его психологические особенности, профессиональные качества и возможности, соответствие требуемой должности. Внешне это похоже на бизнес-тренинг: деловые игры, задания, бизнес-кейсы. В итоге руководитель по результатам ассессмент-центра может составить полный психологический портрет кандидата, узнать его сильные и слабые стороны, возможности, умение работать в команде и т. д. Эта информация впоследствии помогает составить эффективный план развития сотрудника и подобрать оптимальный функционал.
Занятия ведут квалифицированные психологи практики
— В настоящее время многие компании по-прежнему не учитывают психологический фактор…
— Да, действительно. У нас традиционно действует строгая вертикальная иерархичность по принципу «я начальник, ты не прав». Поэтому управленцу любого уровня необходимо быть психологически грамотным, так как давно доказана эффективность работы в команде, где каждый ощущает себя ее равноправным и ценным членом. Важно добиваться от сотрудников осознания своей принадлежности к команде и понимания основных направлений развития компании, создавать атмосферу доверия в коллективе. Когда начальник находится над коллективом, теряется не только эмоциональная связь с сотрудниками, но и понимание ими конечных целей и задач. Задание, снисходительно спущенное сверху, элементарно может быть неправильно понято — в результате работа не будет выполнена, а сотрудник будет сетовать на неконкретно поставленную задачу.
Кроме того, важно учитывать, что каждый сотрудник талантлив по-своему: необходимо раскрыть его потенциал, дать проявиться способностям. Иногда те или иные таланты выявляются внезапно, вот почему так важно проводить тренинги, ставить людям нетривиальные задачи. Толчок к развитию может дать и такое развивающееся ныне направление, как коучинг.
— А если человек считает, что сам является прекрасным психологом и никакие специальные методы ему во взаимоотношениях с сотрудниками не нужны?
— Да, бывают такие люди. Но часто им нужно подтвердить свой статус официальным документом (дипломом). Магистратура КИУ (ИЭУП) факультета психологии оптимальная возможность сделать это. Но большинству приходится достигать высот управления упорной работой. Можно работать над собой самостоятельно: сейчас много книг, курсов и роликов в интернете, как известно, в информационный век базовую теорию легко добыть самостоятельно. Однако знания превратить в компетенции под силу не каждому. Легче и интереснее обучаться в группе единомышленников под руководством опытных практиков, именитых профессоров. Они научат применять полученные знания с учетом специфики предприятий. Тогда и для молодых амбициозных специалистов открываются огромные перспективы работы в организациях любой сферы.
— Наталья, давайте подытожим: что получает человек, обучаясь в магистратуре по «Психологии управления»?
— Востребованность на современном рынке труда, карьерный рост, саморазвитие, финансовое благополучие. Обучение по магистерской программе «Психология управления» позволит выпускникам овладеть не только академическими знаниями в области психологии управления и организационной психологии, но и практическими психотехнологиями, развивающими способности к управленческой деятельности, необходимые компетенции, а именно: целеполагание, планирование, принятие решений, формирование команды, тайм-менеджмент, создание эффективных взаимоотношений, навыки личностной саморегуляции и так далее.
Руководитель, да и рядовой специалист, владеющий психотехнологиями, несомненно, будет в более выгодном положении перед своими коллегами и конкурентами. Надо признать, что современный мир отличается динамичностью, конкурентной борьбой и постоянным обновлением знаний. Хочется пожелать современным руководителям обучать и обучаться, развивать и развиваться, не останавливаясь ни на один день!
16+
На правах рекламы