Министр финансов России Антон Силуанов сообщил, что ситуация на денежном рынке РФ стабильна, и отметил увеличение притока иностранных инвесторов в руб...
Читать далееМинфин научит журналистов писать про финансы - известия экономика в жизни общества
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
Минфин озаботился уровнем финансовой грамотности журналистов. С сентября по декабрь 2016 года ведомство собирается провести серию бесплатных курсов для представителей 150 федеральных и региональных СМИ. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к ведомству.
Собеседник уточнил, что министерство запускает курсы для журналистов в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», который стартовал в 2013 году. Ведомство вложило в программу $88 млн, $25 млн выделил взаймы Всемирный банк
(кредит выдан на 14 лет). По оценкам ВБ, успешная реализация проекта по повышению финграмотности может обеспечить финансовой системе России около 14,5 млрд рублей в год за счет того, что граждане начнут больше сбережений вкладывать в банки. По итогам пилота с сентября 2016 года школьники с 1-го по 11-й класс начнут изучать финансовую грамотность.
Теперь Минфин взялся и за журналистов. С сентября по декабрь этого года ведомство проведет 11 обучающих мероприятий для СМИ в Москве и еще в девяти российских регионах (Волгоградская область, Калининградская область, Архангельская область,
Томская область, Республика Татарстан, Краснодарский край,
Ставропольский край, Алтайский край, Саратовская область). Тьюторами станут представители Минфина, ЦБ,
Роспотребнадзора, финансовых компаний и др. По итогам курсов
министерство проведет анкетирование журналистов, сертификаты выдаваться не будут.
В Минфине считают, что СМИ и соцсети играют ключевую роль в формировании финансового поведения населения.
— Журналисты, которые пишут об экономике и финансах, должны разбираться в теме и грамотно доносить информацию до населения, — указал источник, близкий к Минфину.
В Центробанке позитивно восприняли инициативу Минфина.
— Финансовое образование нужно всем, и то, что Минфин начинает такой проект среди журналистов, отлично, — прокомментировали в пресс-службе ЦБ. — Банк России уже более десяти лет проводит специальные семинары по своей тематике для представителей СМИ, на которых выступают руководители регулятора, директора департаментов, ведущие специалисты.
В ЦБ указали, что подобные семинары — не только « страховка » от ошибок, но и возможность детально обсудить с журналистами новые вызовы, проблемы, направления деятельности, разъяснить их СМИ.
А по мнению представителя одного из ведомств финансово-экономического блока, эффективность проекта Минфина по повышению финграмотности населения вызывает большие вопросы, поскольку с момента его запуска мало что поменялось. По данным Национального агентства финансовых исследований, финансово безграмотными являются 20% россиян. НАФИ проводило исследование в апреле 2016 года. 73% россиян, по данным мартовского обзора НАФИ, не имеют сбережений.
Управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова согласна с этой точкой зрения.
— Финансы — предмет специфический, без понимания темы крайне сложно писать об этом, к тому же писать на понятном для неспециалистов языке, — пояснила Тамара Касьянова. — Поэтому в СМИ, где финансовая тематика выделена в отдельный раздел, как правило, работают грамотные специалисты. Довольно сложно представить, что нового могут предложить финансовым журналистам на семинарах: научить каким-то специфическим темам за курс невозможно, да и нет необходимости из-за их узости, а подавать правильно материал — это задача больше для редактора, чем для финансового аналитика.
Эксперты предлагают Минфину перенять опыт ЦБ, когда семинары проводятся для обсуждения актуальных тем, которые необходимо освещать в прессе.
— Если семинары будут направлены на организацию совместной работы по повышению финансовой грамотности населения — они будут уместны, а учить журналистов писать про финансы необходимости нет, — считает Тамара Касьянова.
По мнению гендиректора МФО «Манни Фанни» Александра Шустова, логичнее заняться повышением финансовой грамотности блогеров.
— Медиасфера бурно развивается, в том
числе за счет блогеров, соцсетей, появления лидеров мнения, не имеющих
привязки вообще ни к издательским домам, ни к зарегистрированным СМИ, — пояснил эксперт.
Официальные представители Минфина уточнили, что повышение уровня финграмотности блогеров в планах ведомства пока нет.