Как перепрыгнуть пропасть с помощью чертёжной линейки. тюменские известия. новости тюмени иванов г г экономика торгового предприятия скачать

Как перепрыгнуть пропасть с помощью чертёжной линейки. тюменские известия. новости тюмени иванов г г экономика торгового предприятия скачать


29 июня


· №112 (6478) Как перепрыгнуть пропасть с помощью чертёжной линейки


На очередной встрече в рамках проекта «Губернаторские чтения» тюменская аудитория


и московский эксперт рассуждали о современном инженерном образовании. О том, почему мы отстали от других стран, о том, как преодолеть пропасть, и о том,


как не стать Нигерией, само собой — в инженерном смысле.


Александр Кулешов: «Ещё есть наука, но уже нет инженеров».


Фото Дмитрия Ткачука.


25-я по счету лекция «Губернаторских чтений» прошла 28 июня традиционно

в Тюменской областной научной библиотеке имени Д. И. Менделеева. Участниками мероприятия стали члены регионального правительства, депутаты Тюменской областной Думы, представители органов власти, бизнеса, общественности, образовательных учреждений и многие другие. Все они собрались, чтобы послушать лекцию академика Российской академии наук, ректора Сколковского института науки и технологий Александра Кулешова. Он рассказал о развитии современного инженерного образования и формировании современной инженерной культуры в России.


Эта тема необычайно близка Тюменской области. Уже много лет подряд правительство региона прилагает усилия, чтобы возродить инженерную школу, существовавшую в регионе в годы освоения ТЭК. Первые шаги — создание политехнической школы, объединение двух ведущих вузов — уже сделаны. И будут предприниматься следующие. Это подчеркнул в своем видеообращении губернатор Владимир Якушев:


— Тюмень в годы освоения природных ресурсов Западной Сибири стала центром уникальных инженерных компетенций. К сожалению, на рубеже веков наша былая слава несколько увяла, но мы твердо намерены ее возродить и обновить. Мы не жалеем ресурсов на количественное наращивание и качественную модернизацию регионального интеллектуального капитала, — подчеркнул Владимир Владимирович. — Наш гость лучше всех в современной России знает, что такое современное инженерное образование XXI века и как привить его основные элементы к российской действительности.


От лица правительства собравшихся приветствовал заместитель губернатора Евгений Заболотный:


— Сегодняшний разговор должен помочь нам сориентироваться, правильно ли мы решаем вопросы. Развитие инженерного потенциала — не только региональный, но и национальный интерес. Мы приступаем к модернизации не на голом месте. Есть школы, есть очень неплохие вузы, и мы наметим пути их дальнейшего развития.


Основной тезис лекции московского гостя мало кого удивил — инженерное дело в России находится в очень плачевном состоянии.


— В России инженерное образование проходило различные периоды — как рассвета, так и полной деградации. Сейчас мы находимся в деградации, но не в первый раз, — говорит Александр Кулешов. — После революции в начале прошлого века мы наблюдали развал императорской инженерной школы. В 1929 году все инженеры — Зворыкины и Сикорские — уехали, а ученые в некотором количестве остались. Стало ясно, что необходимо выписывать специалистов из Америки и Европы. И это было оперативно сделано благодаря Великой депрессии.


Советскую инженерную школу вполне можно назвать расцветом. На ее счету множество достижений. Чего стоит одна только космическая программа!


— Сделано все это было примитивными способами на чертежных линейках. Не было ни компьютеров, ни программных средств. Грубо говоря, все было сделано при помощи молотка и рубанка, и все блестяще работало! Проблема в том, что и сейчас нередко можно встретить эти самые кульмановские линейки, за которыми стоят дряхлые старички. К сожалению, это так, — констатирует факт Александр Кулешов.


Уровень подготовки кадров в современной России, уверяет московский гость, остался на уровне 70-х годов прошлого века. В то время как с конца 80-х начали появляться мощные компьютеры, перевернувшие инженерную отрасль. Программные продукты для вычисления и моделирования разучили инженеров чертить и рисовать. Но для их использования понадобилась совершенно другая, более сложная математика. В российских же вузах ее уровень при подготовке инженерных кадров до сих пор крайне низок. Понятие «сопромат», которое наводит ужас на современных студентов, по словам эксперта, за рубежом давно исчезло. Сегодня современным иностранным инженерам не объяснишь, что это такое. «Сегодня эта вещь бессмысленна и не несет абсолютно никакой пользы», — уверен Александр Кулешов. Впрочем, как и преподавание на первом курсе аналоговой электроники, которую держат в некоторых вузах из-за возрастных заслуженных профессоров.


— Раньше инженеров учили работать на интуиции и проверять разработки на натурных экспериментах. Сейчас же на замену этим навыкам пришли софт и математическое моделирование, — резюмирует Александр Кулешов. — Во-первых, старые навыки очень долго воспитываются. Во-вторых, основываясь на них, работа идет медленно. Сегодня, когда тебе нужно, чтобы каждые три-четыре года со стапелей сходила новая модель самолета, так работать нельзя. В целом подготовка инженерных кадров в России осталась на уровне 70-х годов. Есть белые пятна, но это исключение. К сожалению, инженеров в масштабах страны мы готовить перестали.


Несоответствие методов и современных реалий — еще одна проблема современной российской инженерии. Многие уникальные разработки прежней инженерной школы все еще существуют в формате чертежей. Их не понимают ни современные станки с ЧПУ, которым нужна программа на флешке, ни современные кадры, которые не готовы перевести бумагу в тот самый электронный формат.


— Мы оказались в той самой ситуации, что наши предшественники в XX веке. Еще есть наука, но уже нет инженеров. И мы снова вынуждены привозить тех людей, которые научат наших соотечественников правильно преподавать. Это послужит катализатором. И одна из моих обязанностей как ректора Сколтеха как раз в наведении мостов между такими людьми и нашими региональными вузами.


Учитывая реалии Тюменской области, Александр Кулешов чуть подробнее остановился на ситуации с инженерами в нефтегазовой отрасли. Сегодня вся она держится на иностранном оборудовании и сервисе. В пылу импортозамещения, да и без него поднимаются разговоры о замене зарубежных аналогов, порой появляются отечественные разработки, которые являются неплохой заменой. Однако крупным компаниям они малоинтересны.


— Такая разработка — это как пуговка от пиджака. В то время как компании нужно все изделие целиком с рукавами и карманами. Ей нужно законченное комплексное решение, а значит, нужен целый батальон таких изобретателей, — объясняет московский гость.


Несмотря на достаточно негативную картину, собственноручно нарисованную во время доклада, Александр Кулешов все же закончил свой доклад позитивными выводами:


— Не нужно думать, что возвращение нашей инженерной школы на высокий уровень — это вопрос долгих поколений. Он может решиться на нашей памяти. У нас очень хорошая интеллектуальная генетика в стране. У нас есть все возможности эту пропасть перепрыгнуть. Главное — осознать проблему и найти правильные пути решения. Иначе мы со страшной скоростью будем приближаться к Нигерии и Зимбабве. Тогда мы сможем лишь пользоваться гаджетами, но не будем понимать, как они устроены.


Уровень подготовки кадров в современной России, уверяет московский гость, остался на уровне 70-х годов прошлого века.


Тюмень в годы освоения природных ресурсов Западной Сибири стала центром уникальных инженерных компетенций.



Как перепрыгнуть пропасть с помощью чертёжной линейки. тюменские известия. новости тюмени иванов г г экономика торгового предприятия скачать

18.09.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика