Инфляционные ожидания населения РФ снизились в мае по сравнению с апрелем на 0,6 процентного пункта – до 7,9%, достигнув минимального с конца 2014 год...
Читать далееДва года у руля_ успехи и неудачи нацбанка - статья банки - ліга. финансы н ф бориско бизнес курс
Замглавы Национального банка Украины Владислав Рашкован отчитался о результатах проведения реформы финансового сектора за два года. ЛІГА. net публикует тезисы его выступления.
О макроэкономической стабильности
Основной задачей Нацбанка в 2014 году и в начале 2015 года было обеспечить макроэкономическую стабильность. Что сделано в этом направлении. Во-первых уровень инфляции в стране снизился до 7,5% (на начало 2015 года инфляция составляла 43,3% - ред). Цены не снижаются просто так. Это результат работы НБУ, динамики учетной ставки, валютных ограничений. К конце следующего года мы планируем его снизить до 5%.
Учетная ставка, наконец
стала основным инструментом монетарной политики НБУ. За ней следуют основные ставки, в первую очередь, на межбанке и по депозитам. Я раньше был преподавателем. В 2005 году было очень сложно объяснить студентам, зачем нужна учетная ставка, так как с ней не были связаны никакие другие ставки. Еще в начале 2014 года учетная ставка и ставка по кредитам овернайт были абсолютно на разных уровнях.
Читайте также - Глава Диамантбанка: Слухи о нас - дело рук конкурентов
Дефицит текущего счета в прошлом году был минимальный (-0,2 млрд грн). Первый раз с 2005 года. Международные резервы растут. 2015-2016 год Украина впервые прожила с гибким курсом гривни. Фактически не было ни одного дня, когда курс у нас был одинаковым. Курс сейчас - не цель для Национального банка, а инструмент и отражение развития экономики. Если экономика будет развиваться лучше, НБУ будет наращивать резервы, и появится возможность укрепления курса гривни. Например, в последние несколько месяцев ситуация в стране улучшается и гривня укрепляется.
Об очистке банковской системы
2014-2016 годы можно назвать беспрецедентными по очистке банковской системы. С начала 2014 года с рынка были выведены почти 80 банков. Основная причина - во время кризисов 1998, 2004, 2008 годов такие очистки не проводились. НБУ пришлось это делать сейчас.
Банки, которые вышли из рынка можно разделить на три группы. Первая - банки, у которых не было поддержки акционеров, и у самих банков не было ресурсов для дальнейшей работы. Вторая - банки, которые занимались отмыванием денег, и третья - банки, у которых не было продуманной бизнес-модели с адекватной моделью риск-менеджмента. Они несли убытки и не могли их покрывать.
В это время Фонд гарантирования вкладов физических лиц сработал очень хорошо. Хотя в 2014-2015 году мы потратили много времени на отстройку его инстуциональной работы. Это нужно было сделать еще в 2012 году, когда Фонду передали функцию работы с неплатежеспособными банками.
В 2014-2016 года мы проводим стресс-тесты банков по потенциально кризисным явлениям. Стресс-тест 2014 года не включал ситуации с войной. В 2015 году для крупнейших банков мы уже анализировали влияние на баланс Донецка, Луганска и эффекта девальвации. Сейчас мы проводим стресс-тесты остальных банков.
Этот аудит нужен, чтобы быть уверенными, что все написанное в балансах банков соответствует действительности, и банки имеют достаточно капитала для противостояния кризисным явлениям в будущем.
О депозитах
С апреля 2015 года мы видим приток депозитов в банковскую систему, особенно гривневых.
Очень важным было принятие закона о срочных депозитах. Теперь когда мы говорим о срочных депозитах на балансах банков - это депозиты, которые не могут быть сняты до конца срока. Что это дает?
В случае кризиса в будущем, когда сроки депозитов удлинятся, панические оттоки будут практически невозможны. Люди будут забирать депозиты только по истечении срока.
Читайте также - МВФ: Deutsche Bank - наибольший фактор риска для мировых финансов
О прозрачности банковской системы
Когда я пришел в НБУ в марте 2014 года, фактически рынок не знал, кто является собственниками украинских банков. НБУ последний раз публиковал информацию об акционерах в 2012 году.
В апреле 2014 года мы опубликовали всю информацию, которая у нас есть и начали работать над повышением прозрачности банковской системы. На данный момент 98,7% активов банков прозрачны. Почему 98,7%, а не 100%? Фактически у нас есть 1,3% миноритарных акционеров, которые могут не раскрывать данные. В 2016 году (с рынка - ред.) вышли 4 банка с непрозрачной структурой собственности.
Вопросы финансового мониторинга
Меняется концепция финансового мониторинга. Фактически мы переходим от проверки запятых и копеек в отчетах к анализу риск-модели. Также анализируем вопросы отмывания денег, которые были в нескольких банках. Мы видим разные схемы, научились их классифицировать и уже сегодня можем их предотвращать. Значительно повышается качество контроля по отмыванию денег со стороны самих банков.
С 1 декабря 2015 года Украина перешла на международные стандарты бухгалтерского учета. До этого банки 17 лет планировали это сделать.
Меняется подход к формированию резервов. Новая модель приведет к более четкому пониманию ситуации на кредитном рынке.
Что не удалось
В целом с 2014 года были приняты законы, которые обеспечивают наши реформы. Но сделано, не все чего нам хотелось.
Самая главная задача с которой нам полностью не удалось справиться - большой объем проблемной задолженности на балансах банков. Найти системного решения пока не удалось. Мы обсуждали этот вопрос с коллегами из-за рубежа. У всех банков Европы есть проблема проблемной задолженности на балансах банков, у кого-то больше, у кого-то меньше.
Второе - реструктуризация валютных кредитов. Мораторий на отчуждение имущества. К сожалению закон не был принят, это не позволило решить проблему валютной задолженности физлиц на балансах банков.
Читайте также - Оттолкнуться от дна. Инвесторов вновь заинтересовала Украина
Третьей важный блок - слабые права кредиторов. Больше года в парламенте лежит законопроект о защите прав кредиторов, который так и не был проголосован.
Кроме того, так и не упрощен процесс консолидации банков. Основная загвоздка - много регуляторов. Антимонопольный комитет, Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Фонд госимущества и так далее.
Что еще важно - развитие пенсионной реформы. Хотя, это 100% не наша задача. Но это необходимо для развития экономики. Также необходимо провести очистку финансового сектора в секторе небанковских учреждений и решить вопрос расформирования Нацкомфинуслуг.
Также не сформирован совет Национального банка. По каким-то причинам в этом обвиняют НБУ. Но мы ждем совет НБУ, мы будем с ним работать.
Татьяна Писаная