Тамбовская власть планирует в 2017 году обеспечить объем инвестиций в основной капитал на уровне не ниже прошлогоднего, который составил 106,8 миллиар...
Читать далееC «алабугой» все будет в порядке. эффективность оэз, обеспечивающей шестую часть врп татарстана, не ставится под сомнение - kazanfirst что такое экономика
Артем Малютин — Казань
В течение всего вчерашнего дня будущее особых экономических зон (ОЭЗ) в России так и не прояснилось. Никто не дал внятных комментариев по поводу оптимизации ОЭЗ, но, похоже, что существование некоторых из них действительно под вопросом. Власти больше не верят в этот институт — «очень дорого, очень мало отдачи и с нулевым КПД», заявил ТАСС пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Решения федеральных чиновников касаются в частности Татарстана. Республика единственный регион России, где есть две своих ОЭЗ — «Алабуга» и «Иннополис». Если последняя только начинает действовать,
то эффективность «Алабуги» признается на всех уровнях, и переживать за нее стоит в последнюю очередь, говорят ее представители. Что произошло
Утром в четверг «Коммерсантъ» сообщил о поручении Владимира Путина правительству, которое касается оптимизации особых экономических зон. По данным газеты, Кремль велит до 30 июня составить единую стратегию работы действующих ОЭЗ, а создание новых зон прекратить. Идти на такие меры приходится потому, что надежды властей, возложенные на ОЭЗ, не оправдались: зоны так и не стали действенным инструментом развития экономики.
Начальник контрольно-счетного управления администрации Кремля Константин Чуйченко доложил Путину, что в создание особых зон с 2006 года государство вложило 122 млрд рублей, а назад в виде налогов и таможенных сборов вернулось только 40 млрд, пишет «Коммерсантъ».
В связи с этим все 30 российских особых зон переданы субъектам (по региону расположения), а зоны, которые по итогам проверок покажут наихудшую эффективность, могут ликвидировать.
Закрыты будут либо почти не работающие зоны, либо работающие неэффективно, предполагает Руслан Абрамов, доктор экономических наук, завкафедрой государственного и муниципального управления РЭУ имени Плеханова. Стоит признать, что таких большинство, добавляет он: о том, что это изначально неуклюжий и мертворожденный проект, догадывались многие. Пусть срок окупаемости вышел не у всех ОЭЗ, но прошло уже больше 10 лет, и на этом этапе картина совершенно понятна, отмечает Абрамов. Как работает «Алабуга»
Татарстанской ОЭЗ «Алабуга», учрежденной в 2005 году на территории Елабужского района, сейчас владеют федеральное правительство через АО «Особые экономические зоны» (РОСОЭЗ, у него 66% акций) и правительство Татарстана через министерство земельных и имущественных отношений (34%).
На территории ОЭЗ 48 резидентов, 22 производства уже запущены: есть проекты в сфере машиностроения, переработки овощей, производства масел, красок и лаков, изоляционных материалов и т. д. На этот момент в особой зоне создано 5520 рабочих мест.
Резиденты «Алабуги», кроме инфраструктуры, получают льготы по налогам:
• на 10 лет освобождаются от уплаты налога на имущество, транспортного и земельного налогов;
• налог на прибыль для них снижен до 2% в течение первых пяти лет (в последующие пять лет равен 7%);
• инвесторам предлагают арендовать площади ОЭЗ по льготной цене — 2% от кадастровой стоимости участка, или около 30 000 рублей за один га.
Управлением особой зоной «Алабуга» занимается Татарстан — это предусмотрено корпоративным договором между акционерами, заключенным в прошлом году, объясняет представитель ОЭЗ Михаил Миронов. Все немного сложнее, уточняет замминистра экономики РТ Наталья Таркаева: свои функции по управлению есть и у Минэкономразвития, и у РОСОЭЗ, и у региональных властей.
Пока распоряжений о передаче «Алабуги» (то есть расходов по ее содержанию») на баланс республики нет, говорит Миронов. Произойдет ли это, и если да, то в какие сроки, не ясно. Пресс-служба РОСОЭЗ не ответила KazanFirst. Что, если
Чем грозит решение передать особые зоны регионам? Ничего хорошего эта перспектива, скорее всего, не принесет. Но и ничего страшного, во всяком случае, в Татарстане, не случится, уверяет Миронов.
Вероятность, что вместе с полномочиями по управлению на субъекты возложат расходы по строительству и содержанию инфраструктуры ОЭЗ есть — это не подтверждено, но и не исключено. Учитывая дефицит региональных бюджетов и часто ничтожный объем собственных доходов, развитие некоторых зон может остановиться.
Но в случае с «Алабугой», убежден Миронов, этого не произойдет. «На Республику Татарстан, я считаю, не ляжет большим бременем содержание ОЭЗ, как это может показаться», — говорит собеседник. Инфраструктуру «Алабуги» частично содержат сами резиденты, которые платят за ее использование согласно тарифам ОЭЗ, объясняет он.
Да, новое строительство в особой зоне проводится за счет увеличения уставного капитала АО ОЭЗ «Алабуга», то есть на средства федерального или регионального правительства. Но на нынешнем этапе «Алабуга» не требует большого количества вложений, заявляет Миронов: «У нас созданной инфраструктуры достаточно, чтобы принять, наверное, еще столько же резидентов, сколько есть уже сейчас». Безусловно, тратиться на создание новой инфраструктуры надо, но «в этом плане мы довольно успешны», говорит представитель ОЭЗ.
Содержать работающие зоны, некоторые из которых хорошо развиваются, федеральному центру нет необходимости, признает Абрамов.
Прекратит федеральный центр вложения в особые зоны или нет — пока совершенно не ясно, успокаивает Таркаева: точно это будет известно лишь из проекта будущего российского бюджета, а все остальное — домыслы. Не про «Алабугу»
Так или иначе, решения, связанные с оптимизацией системы особых зон, касаются ОЭЗ «Алабуга» в самой меньшей степени, заявляет Миронов и подтверждает Таркаева: «“Алабуга”признана безусловно эффективной».
Пока инвестиции в зону окупились не полностью. В проекте — 25,7 млрд рублей государственных денег (плюс 153,7 млрд частных вложений). Обратно в бюджет от резидентов за все время работы поступило 13,8 млрд налогов (в 2015 году — 3,2 млрд).
Но измерять эффективность ОЭЗ только по этому показателю не совсем корректно, ведь налоги — не единственный способ монетизации экономических зон. Куда более значимы для экономики инвестиции, особенно иностранные, говорит Абрамов. Зон, которые генерируют их, единицы, и «Алабуга» — одна из них, отмечает он.
Татарстанская ОЭЗ играет главную роль в привлечении средств в регион. Два года назад на ее долю приходилось порядка 60% в общем объеме инвестиций в республику, писали «Ведомости», сейчас доля «Алабуги» — около 50%, говорит Таркаева.
Инвестиции в структуре экономики Татарстана занимали в прошлом году почти 34%, а это значит, что «Алабуга» обеспечивает примерно 17% валового регионального продукта республики.
Окончательно окупить вложения государства «Алабуга» планирует к 2019 году, а до 2023 года власти надеются привлечь в зону 120 компаний с заявленным объемом инвестиций в 360 млрд рублей.
Новости о том, что Путин велел закрывать особые зоны, разумеется, не делают рекламы «Алабуге», признает Миронов; тем не менее, вряд ли кому-то придет в голову ставить под сомнение эффективность республиканской ОЭЗ, резюмирует он.
Сама идея создания зон с преференциями неплоха, а для экономик, подобных нашей, можно сказать, необходима. Но, как многое у нас в стране, что-то пошло не так, говорит Абрамов.