Так или иначе, но банковское кредитование в Украину вернулось. Например, автокредиты уже имеют вполне рыночный вид: 7-15% годовых на новое авто в зави...
Читать далееТак или иначе, но банковское кредитование в Украину вернулось. Например, автокредиты уже имеют вполне рыночный вид: 7-15% годовых на новое авто в зависимости от банка, марки, дилера и некоторых других показателей. Ипотека пока в основном не рыночная: выгодный процент в банках можно получить только по кредитам на жилье в тех объектах, строительство которых кредитовалось этими банками, и которым сейчас крайне необходимо заселить эти дома. А вот банки, не имеющие замороженных квадратных метров, не спускают ставки ниже 16%, но сами признают, что такая ставка приемлема для очень узкой группы населения. Говорить о какой-либо активности на рынке ипотечного кредитования можно лишь тогда, когда ставки снизятся хотя бы до 15%. Иначе людям просто нет смысла брать такие кредиты.
Если говорить о предприятиях малого и среднего бизнеса (МСБ), то, несмотря на заявления банкиров о важности для них этого сегмента, представители МСБ могут рассчитывать сейчас лишь на короткие и недешевые средства. Так, большинство крупных банков кредитуют мелких предпринимателей не более чем на год, а эффективная ставка временами составляет почти 30%. Гораздо лучше налажены кредитные отношения банков со средними и крупными корпоративными клиентами, которые, по признанию банкиров, становятся их «top priority» клиентами в посткризисной стратегии банков. Текущее состояние и перспективы украинского банковского рынка свидетельствуют о том, что его прочные позиции есть в сегменте клиентов со средним доходом (и выше). Поэтому банкиры решили сконцентрироваться именно на них, а в корпоративном бизнесе – диверсифицировать риски за счет привлечения средних компаний.
Аналогично будут себя вести в следующем году и банки с иностранным капиталом. Однако, как признается представитель одного из таких финансовых учреждений, банки во многих случаях повышают планку для клиентов не только и даже не столько потому, что считают своей сильной стороной именно этот сегмент, а потому, что обожглись на массовых клиентах с доходами ниже средних. Именно они оказались одними из самых нерадивых неплательщиков кредитов, и теперь банки не решаются к ним возвращаться, так как бояться понести очередные убытки.
«Наш идеальный клиент сейчас – это менеджер среднего звена, ориентированный на карьеру, от 35 до 45 лет, с минимальным подтвержденным доходом от 1,0 тыс. долларов, с высшим образованием и семьей. Также у него есть хобби, он любит спорт и путешествовать. Именно в этом их запас прочности. У клиента должно быть то, что он может «порезать» в случае проблем с оплатой кредитов. А что делать, когда у него нет ничего, кроме залогового имущества?» – риторически спрашивает риск-менеджер одного из крупнейших украинских банков.