Труба против хищника финансы являются категорией базиса

Труба против хищника финансы являются категорией базиса

Чернявская Ирина Нефтепродуктопровод “Самара — Западное направление”, предназначенный для поставок дизельного топлива как на внутренний рынок, так и в Европу. Украина обладает уникальной системой нефтепродуктообеспечения, которая сформировалась благодаря разветвленной системе железных дорог и выходу к морю. С советских времен в Украине остался еще один вид самого дешевого транспорта — трубопроводный.

Внутренняя система оказалась невостребованной и была быстро разрушена, работают лишь международные магистрали. К ним относится нефтепродуктопровод “Самара — Западное направление”, предназначенный для поставок дизельного топлива как на внутренний рынок, так и в Европу.

В июне 2016 г. магистраль возобновила работу после двухлетнего простоя. И если два года назад в нее поступало дизельное топливо стандарта Евро-3, то сейчас — Евро-5, аналогичного по качеству продукции белорусских и европейских производителей.

Однако осложняют развитие этого проекта наряду с рыночными еще и украинские реалии, в которых тысячи людей копают янтарь, рубят лес и… сверлят нефтепроводы.

В высокой импортозависимости Украины в сфере обеспечения нефтепродуктами есть свои достоинства и недостатки. Кризис в сфере нефтедобычи и нефтепереработки за последние 12 лет способствовал уменьшению доли украинских производителей нефтепродуктов на внутреннем рынке с 95% до 20%.

Но стоит напомнить, что высокие показатели переработки были достигнуты благодаря поставкам российской нефти, которая питала наши НПЗ с советских времен. Несложно представить, как развивались бы события, сохранись наша зависимость от российских сырьевых поставок.

Не вызывает сомнений то, что перекрытие поставок нефти было бы одним из первых шагов России после начала конфликта на востоке Украины. Так, в свое время была прекращена прокачка нефти в Литву, время от времени этот рычажок (правда, в виде угроз) применяется и к Беларуси, несмотря на то что страны являются членами Таможенного союза.

Вынужденный импорт готовых нефтепродуктов по мере сокращения внутреннего производства хотя и менее предпоч­тителен с макроэкономической точки зрения, но намного более выгоден, если речь идет об энергетической безопасности.

В отличие от поставок нефти, импорт нефтепродуктов максимально диверсифицирован. История уже знает случаи, когда неожиданное “выпадение” крупнейших поставщиков топлива в Украину, таких как, например, Мозырский НПЗ (около 30% поставок), рынок абсолютно спокойно пережил, переориентировавшись на другие каналы поставок, как морские, так и сухопутные.

Самый острый кризис случился в 2011 г., когда вместе с белорусским заводом весь произведенный продукт на экспорт отправил и Лисичанский НПЗ (до 30% поставок в тот период). Но ни к остановке АЗС, ни к повышению цен это не привело.

Извини, подвинься…

В Европе и США трубопроводный транспорт является доминирующим при перемещении крупных партий топлива. Железнодорожные перевозки в данном случае считаются абсолютным атавизмом. Нередко поставки авиакеросина идут по трубам прямо в резервуары аэропорта.

Современные технологии перекачки позволяют подавать разные сорта топлива по одной магистрали методом последовательной прокачки, при этом с сохранением всех параметров качества нефтепродуктов.

В лучшие времена нефтепродуктопровод “Самара — Западное направление” качал по территории Украины до 6 млн т дизтоплива в год. Сейчас потребности в таких объемах нет, но спрос на недорогой продукт имеется всегда.

В России огромный профицит дизтоплива, которое преимущественно поставляется в Европу — крупнейшему потребителю дизтоплива в мире. Украине возобновление работы этой магистрали дает два очевидных преимущества: получение еще одного источника поставок недорого энергоресурса и в перспективе возможность транзита продукта в Европу.

Первая задача уже решена. В начале июня входящий в состав нефтепродуктопровода терминал в Новограде-Волынском осуществил первые отгрузки дизельного топлива стандарта Евро-5. Какими вообще могут быть объемы?

В ДП “ПрикарпатЗападтранс”, эксплуатирующем магистраль, говорят, что имеют ресурсные подтверждения на прокачку 100 тыс. т в месяц. Но очевидно, что объемы будут зависеть от конъюнктуры рынка, ведь за два года кризиса потребление дизтоплива сократилось примерно на 20%.

Эффект последовал незамедлительно. Уже первая неделя продаж нового продукта привела к резкому снижению цен на оптовом рынке. Это было ожидаемо, так как премии на доминирующий на рынке белорусский импорт били все рекорды.

Между тем кардинальных изменений структуры источников поставок не ожидается.

На трубу с большой дороги

Сейчас функционирует отрезок нефтепродуктопровода госграница — Новоград-Волынский, где расположен базовый терминал по перегрузке топлива в авто — и железнодорожные цистерны. По словам Сергея Пшеничного, директора ДП “ПрикарпатЗападтранс”, уже проведено диаг­ностирование трубы и начаты работы по вытеснению технологического дизельного топлива стандарта Евро-3 в направлении терминала в пгт Смыга (Ривненская обл.).

“В дальнейшем мы планируем дойти до станции Броды, где к системе будет подключена нефтебаза сети “ОККО”, — говорит г-н Пшеничный. К слову, присоединение к трубопроводной системе сторонних нефтебаз является новинкой. Ранее к ней была подключена нефтебаза в Мукачево, но не более.

Сейчас же в компании не исключают работу также с терминалом компании “Amic”, расположенном в Кременце (Тернопольская обл.).

Резкому увеличению объемов прокачки может способствовать транзит дизтоплива в Венгрию, как это было до 2014 г., когда магистраль была остановлена.

В те времена венгры проводили доочистку дизтоплива стандарта Евро-3 до Евро-5, но и сейчас, когда труба наполняется товарным продуктом, лишним он, очевидно, не будет.

Однако на пути этого проекта стоит один необычный, но очень “влиятельный” фактор.

Речь о незаконных врезках, которые без конца делают местное население и криминальные группировки, многие годы жившие за счет “трубы”.

Приходилось слышать, что на Львовщине и в Закарпатье есть целые села, где хищения “солярки” из трубопровода поставлены на промышленный уровень. По словам Сергея Пшеничного, проведенная перед запуском трубы диагностика выявила 72 врезки различных периодов. А сколько их еще?

Такому расцвету варварского бизнеса способствовали лояльное законодательство и коррумпированность правоохранительных органов, которые зачастую либо откровенно “крышуют” похитителей нефтепродуктов, либо помогают им избежать наказания. В последнем случае пойманных службой безопасности

“ПрикарпатЗападтранса” злоумышленников начальники райотделов “обилечивают” и отпускают восвояси. В свою очередь, судьи районных судов при поддержке прокуроров возвращают владельцам задержанные с поличным бензовозы, наполненные краденным топливом.

Решает эту проблему оператор нефтепродуктопровода несколькими способами. Так, трубопровод оборудуется системой оперативного извещения о перепадах давления, сигнализирующих о врезке.

Служба безопасности предприятия укомплектована с “нуля”, в том числе участниками АТО из военнослужащих 95-й десантной бригады, базирующейся в Житомире. К запуску проекта также была приурочена закупка новой техники и оборудования для службы безопасности.

Параллельно компания идет по длинному, но необходимому пути — добивается внесения изменений в законодательство в целях ужесточения ответственности за порчу имущества нефте — и нефтепродуктопроводов.

Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в парламенте. “Бизнес на хищениях нефти и нефтепродуктов крайне опасен для государства, так как стимулирует криминал, коррупцию и наносит непоправимый вред окружающей среде. Эта проблема нуждается в оперативном и радикальном решении”, — уверяет Сергей Пшеничный.

Труба против хищника финансы являются категорией базиса

Оцените статью:



Комментарии закрыты.