Россия и китай дружат без розовых очков 7 money rules for life

Россия и китай дружат без розовых очков 7 money rules for life


"Отношения между нашими государствами, являющиеся наилучшими за всю историю, по сути представляют образец межгосударственного сотрудничества в XXI веке", - так охарактеризовал российско-китайские отношения министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая на международной конференции "Россия и Китай: к новому качеству двусторонних отношений". Эти отношения, по словам министра, "предполагают не замалчивание различных вопросов, которые пока не являются решенными консенсусом, а честный товарищеский обмен мнениями". Иными словами, Россия и Китай ведут политику реализма. Это значит, что существующие проблемы не игнорируются, а наоборот - становятся

объектом внимания и, как правило, находят нужные решения. Сегодня все более актуальным становится вопрос совершенствования экономического сотрудничества.


С ПОЛИТИКОЙ ВСЕ НОРМАЛЬНО


Российский совет по международным делам совместно с Институтом Дальнего Востока РАН и Институтом международных исследований Фуданьского университета выпустили ежегодный доклад "Российско-китайский диалог: модель 2016". Задача работы - выявление спектра взаимовыгодных возможностей и путей минимизации потенциальных рисков отдельных проектов, а также презентация рекомендаций и предложений по гармонизации российско-китайских отношений в области международно-политического, экономического и гуманитарного взаимодействия.


Основную стратегическую задачу, стоящую сегодня перед Россией и Китаем, эксперты определяют как строительство отношений с целью усиления влияния двух стран в региональных и международных делах, для чего необходима тесная координация действий в многосторонних форматах и ключевых для двух государств регионах. Можно с уверенностью утверждать, что Китай и Россия сегодня действительно формируют общий ответ на вызовы и проблемы современного мира.


При этом, по мнению авторов доклада, нынешняя специфика российско-китайского сближения в сфере безопасности состоит в том, что оба государства вплотную подошли к той черте, которая отделяет партнерство от военно-политического союза. Но в нынешних условиях ни Москва, ни Пекин не хотят ее переступать и не планируют создание двустороннего военного союза. Несмотря на то, что в рамках существующего партнерства неформально присутствуют и успешно развиваются многие атрибуты союзнических отношений, подчеркнуто в докладе, по мнению политического руководства обеих стран, система международных отношений не должна строиться по формату "дружбы двух государств против третьего".


В работе полно освещено сотрудничество России и Китая во всех международных организациях, членами которых являются наши страны. Как неоднократно заявляли и руководители двух государств и эксперты, это сотрудничество обширно и созидательно, нацелено на достижение мира, стабильности и развития. Эта сторона взаимодействия, пожалуй, наиболее активно присутствует в СМИ. Гораздо реже в средствах массовой информации освещаются тонкости и нюансы экономического сотрудничества, тогда как к этой области, по мнению авторов доклада, требуется большее внимание.


С ЭКОНОМИКОЙ - ПОХУЖЕ


Отличительной особенностью российско-китайских отношений в докладе назван значительный разрыв между уровнем политического взаимодействия и масштабом экономического сотрудничества. В силу относительной неразвитости более сложных форм экономического взаимодействия, двусторонняя торговля остается ведущей формой экономического сотрудничества России и КНР. Как отмечают авторы, структура российско-китайского товарооборота менялась неравномерно, и постепенно динамика российского экспорта в Китай стала в решающей степени зависеть от объема поставок нефти и цены на нее. Сырьевые товары составляли более 80 процентов экспорта России в Китай, тогда как в обратном направлении преобладали товары с высокой добавленной стоимостью. В связи с этим из-за падения мировых цен на сырье торговый оборот между нашими странами значительно сократился, а Россия вновь получила отрицательное сальдо в торговле с Поднебесной. Особенно удручающим, сетуют авторы доклада, является тот факт, что Китай остался для России крупнейшим торговым партнером, тогда как наша страна для Китая стала всего лишь 16-й.


Поскольку, по мнению авторов доклада, рассчитывать на быстрое изменение структуры двусторонней торговли в текущей ситуации вряд ли приходится, эксперты сомневаются, что поставленная руководством обеих стран задача довести товарооборот до 200 миллиардов долларов к 2020 году является выполнимой, хотя она и не снята с повестки дня. Ожидается, что стимул торговым отношениям может дать визит президента России Владимира Путина в Пекин в июне, однако даже подписание нового пакета экономических соглашений тренд вряд ли сломит. Для этого нужны системные изменения.


В ЧЕМ ПРОБЛЕМА И КАК ЕЕ РЕШАТЬ


Причиной столь сложной ситуации, по мнению специалистов, стало то, что на протяжении долгого времени в основе модели российско-китайского сотрудничества лежали взаимодействие государственных торгово-экономических структур, крупномасштабные проекты и предприятия. Сегодня, отмечается в докладе, сложившейся практике все сложнее отвечать требованиям развития торгово-экономического сотрудничества, поэтому становится необходимым пересмотр нынешней модели двустороннего сотрудничества и реализация новых направления взаимодействия.


Как считают авторы доклада, необходимо переходить от стратегических областей к всестороннему взаимодействию; от сотрудничества в сфере энергоносителей и полезных ископаемых - к экспорту-импорту продукции сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей промышленности, высокотехнологичных производств, сферы услуг. Сегодня этому переходу мешает чрезмерное и излишнее государственное участие. Так, по мнению экспертов, взаимодействие в сфере новых технологий между двумя странами развивается медленно, местное сотрудничество неэффективно по причине замены рыночных механизмов административным управлением, и задача исправления нынешнего механизма российско-китайского сотрудничества состоит в прибавлении рыночных элементов к действующему механизму сотрудничества, чтобы роль правительства и роль рыночного рычага совместились.


Двум странам необходимо увеличивать открытость финансового рынка для привлечения взаимных инвестиций. Сегодня эти цифры критически малы (на конец первого полугодия 2015 года общий суммарный объем взаимных инвестиций составлял примерно 9,6 миллиарда долларов), хотя обе страны ежегодно инвестируют десятки миллиардов долларов в другие регионы мира. Однако для того чтобы рыночные перспективы реализовались на практике, необходимо повышение политической и психологической уверенности предпринимателей двух стран в работе друг с другом.


СОБЛЮСТИ БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ


Как пример такого рода сложностей при реализации совместных проектов авторы рассмотрели сотрудничество в области энергетики. Сегодня, констатируется в докладе, откладываются заявленные масштабные проекты в области энергетики. В частности, это касается финансирования "Ямал СПГ", где CNPC не спешит наращивать долю и предоставлять кредиты из-за возможных санкций. Ничего не поменялось и в вопросе вхождения китайских компаний в число контролирующих акционеров нефтяных и газовых месторождений, о чем велись активные переговоры с весны 2014 года. На фоне постоянной угрозы новых западных санкций против инвесторов в российский ТЭК, нестабильных цен на нефть, меняющегося налогового режима в России китайская сторона не готова к крупным инвестиционным решениям.


Акцентируется, что переговоры по многим проектам российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере затрудняются именно из-за вопроса цены. Обе стороны нацелены на максимизацию экономической выгоды, в результате чего возникает достаточно много двусторонних намерений, подписывается множество не имеющих обязательной юридической силы рамочных соглашений и меморандумов, в то время как подписанных договоров и осуществленных проектов немного. Во многом это происходит из-за того, что, несмотря на тесные политические связи между Россией и Китаем, между отдельными сотрудниками, включая некоторых чиновников и директоров предприятий, сохраняется недоверие и настороженность. Это приводит к невозможности открытых отношений и увеличивает сложность двусторонних коммерческих переговоров и реализации проектов.


Иными словами, сложностей в выстраивании экономических отношений России и Китая по-прежнему довольно много. Однако, как показывает политическое взаимодействие, нет таких преград, которые бы не взяла российско-китайская дружба. Часть этих преград уже преодолена. Другие будут преодолены тогда, когда власти найдут баланс между административными и рыночными инструментами, а предприниматели - между сиюминутными интересами и долгосрочной стратегией присутствия на рынках друг друга.



Россия и китай дружат без розовых очков 7 money rules for life

20.07.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика