Исследовал тундры и реки _ общественно-политическая газета ненецкого ао - няръяна вындер кредиты астана

Исследовал тундры и реки _ общественно-политическая газета ненецкого ао - няръяна вындер кредиты астана


В 2016 году исполнилось 200 лет со дня рождения известного путешественника и ученого Александра Ивановича Шренка.


Александр Иванович Шренк (Александр Густав фон Шренк, 1816-1876 г.) – немец русского происхождения, потомок древнего рода Шренков. Окончив Дерптский университет со степенью кандидата философии, в 1837 году поступил на службу в Императорский Ботанический сад на должность ботаника. В том же году летом был командирован в Архангельскую губернию. Путь его лежал через Мезень на Печору в Усть-Цилемскую слободу. Затем он пересек Большеземельскую тундру, посетил Вайгач и Полярный Урал, через Пустозерск,

Малоземельскую и Канинскую тундры вернулся в Мезень, а оттуда в Петербург. Путешествие закончилось в октябре 1837 года.


В ходе своей экспедиции А. И. Шренк вел научные наблюдения, встречался с чиновниками, беседовал с местными жителями, записывал сведения проводников. Феодосий Николаевич Чернышев так отозвался о работоспособности Александра Ивановича «И надо удивляться той массе разнообразных сведений, которых удалось добыть Шренку в течение одного лета, особенно если принять во внимание, что ему тогда исполнился лишь 21 год».


Результатом ботанических исследований Шренка стал богатый гербарный материал, который включал 352 листа, список 265 видов растений с указанием местопроизрастания и распространения, многие из которых были известны к тому времени только по Восточной Сибири. Ботанические материалы, привезенные Шренком, показали, как много неизведанного таит в себе европейский Север. Не случайно вслед за ним начали свои работы по флоре северных районов Ф. И. Рупрехт (п-ов Канин, Малоземельская и западная часть Большеземельской тундры), Т. Брант и Чельман (Полярный Урал, Пай-Хой).


Имея многосторонние интересы и любознательный ум, Александр Иванович не ограничился изучением растительности. Он одним из первых заинтересовался вопросом распространения вечной мерзлоты и установил, что в Мезени она находилась на глубине 4,26 м, а около деревни Устье – 1,5 м, толщина промерзания составляла 1,7 метра.


В ходе своего путешествия Шренк делал подробное описание геологических обнажений. Собирал палеонтологическую коллекцию, которая впоследствии позволила определить возраст выходов горных пород. Изучал орографию Пай-Хоя и Тиманского кряжа, описав северную оконечность Урала, ввел понятие «Полярный Урал».


Александр Иванович дал доскональную характеристику многим тундровым рекам (направление, характер течения, грунты). Собрал сведения о крупных озерах, в частности, о Вашуткинской озерной системе и озерах Малоземельской тундры. Особое внимание уделил Урдюжскому озеру, на котором, по словам проводников, наблюдались приливно-отливные явления, свидетельствующие о связи озера с морем. Кстати, Шренк упоминает о минеральных источниках в долине ручья Пым-Ва-Шор (с коми – ручей теплой воды). В настоящее время они известны как самые северные минерально-термальные источники в России, в 1999 г. объявлены памятником природы регионального значения.


В XIX в. большое внимание уделялось образу жизни коренных народов окраин России. Шренк с интересом изучал быт и обычаи местного населения, наблюдая за установкой чума, изучая их меню, календарь и религиозные воззрения. Он записал сведения о родовой организации ненцев, по которой они ведут происхождение от трех главных родов – Лага, Ванойта и Харуци. Он же охарактеризовал ненцев как невероятно добродушный и честный народ.


Несомненный интерес для современных исследователей представляют сведения, касающиеся экономики Пустозерского уезда. Александр Иванович оставил записи о промыслах местного населения, занятиях сельским хозяйством, торговле, ценах на товары первой необходимости, о транспортной инфраструктуре и многом другом. Он подробно описал лов семги на Печоре, морской промысел у берегов Вайгача и Новой Земли, в устье р. Каратайки и Кары, где добывали моржей, тюленей, белух.


Изучая демографическую ситуацию района, отметил снижение численности населения в Печорском крае в первую очередь за счет миграции в Сибирь. Оставил статистические данные о населении ненцев. По его данным, «все самоедское население Архангельской губернии составляло 4 495 человек: в Большеземельской тундре кочевало 3 027 человек, в Малоземельской – 680, в Канинской – 788». В своих исследованиях он дал характеристику поселений с указанием географического положения и численности населения.


Итогом экспедиции А. И. Шрен-ка стал двухтомный труд «Путешествие к северо-востоку Европейской России через тундры самоедов к Северным Уральским горам». Важное научное значение этого произведения отмечали многие выдающиеся ученые: П. П. Гельмерсен, М. А. Кастрен, А. П. Карпинский, Ф. Н. Чернышев, Г. И. Танфильев. Книга Шренка была удостоена Демидовской премии. Она стала своеобразной энциклопедией по Малоземельской и Большеземельской тундрам и Полярному Уралу.


P. S. Путешествие Шренка в европейские тундры стало началом его научной карьеры. В 1839 году он участвовал в экспедиции в Лапландию, в 1841–1842 г. – в казахские степи и Джунгарию. В 1848 году защитил диссертацию в Дерптском университете, после чего был утвержден в звании приват-доцента и стал читать лекции по палеонтологии, минералогии и геологии. Однако в 1853 году, покинул университет и поселился в своем имении в Лифляндии, где занялся обработкой материала для описания киргизских степей. В 1868 году переехал в Дерпт, где умер 25 июня 1876 г. Ровно 140 лет назад.


Нина Николаева,


завотделом природы


ГБУК «Ненецкий краеведческий музей»



Исследовал тундры и реки _ общественно-политическая газета ненецкого ао - няръяна вындер кредиты астана

20.07.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика